Article

Дзанабазар и бодхисаттва Авалокитешвара в Монголии

русская версия

DOI https://doi.org/https://doi.org/10.31696/2618-7043-2024-7-2-309-323
Авторы
Аффилиация: Журнала «Ориенталистика»
член редакционной коллегии
Журнал
Раздел ИСТОРИЯ ВОСТОКА Всеобщая история
Страницы 309 - 323
Аннотация В серии статей о творчестве Ундур-гэгэна Гомбодоржийн Дза- набазара (1635–1723) автор обращается к изобразительным источникам, посвященным бодхисатве Авалокитешваре. Божество персонифицирует милосердие как наиважнейшее качество практикующего буддиста, которое необходимо постоянно взращивать и культивировать. Важность этого аспек- та духовного развития подтверждается популярностью Авалокитешвары или Арьябалы у тибетцев и монголов, а также наибольшим количеством его скульптурных и живописных образов. Как и многие другие божества пан- теона Ваджраяны Авалокитешвара может проявляться во множестве своих эманаций, каждая из которых имеет свою функцию и специфические особен- ности в иконографическом отражении. По прошествии более 300 лет со вре- мени нирваны Дзанабазара сложно определить, сколько раз Авалокитешвара исполнялся мастером и его учениками, но мы можем собрать воедино то, что можно на сегодня обнаружить в разных собраниях буддийских предметов, коллекциях разных стран мира, так как шедевры Дзанабазара пользуются неизменным интересом у знатоков изобразительного искусства, коллекцио- неров и ценителей культуры Востока. В статье представлен наиболее полный обзор произведений Дзанабазара и его школы, посвященных Авалокитешва- ре в его разных формах. Работа по выявлению предметов художественного наследия великого буддийского мастера Ундур-гэгэна Дзанабазара продол- жается, так как ранее неизвестные произведения продолжают периодически обнаруживаться в частных коллекциях, региональных музеях, на антиквар- ных аукционах и у случайных владельцев.
Ключевые слова:
Скачать JATS Скачать PDF