Аннотация
|
В серии статей о творчестве Ундур-гэгэна Гомбодоржийн Дза-
набазара (1635–1723) автор обращается к изобразительным источникам,
посвященным бодхисатве Авалокитешваре. Божество персонифицирует
милосердие как наиважнейшее качество практикующего буддиста, которое
необходимо постоянно взращивать и культивировать. Важность этого аспек-
та духовного развития подтверждается популярностью Авалокитешвары
или Арьябалы у тибетцев и монголов, а также наибольшим количеством его
скульптурных и живописных образов. Как и многие другие божества пан-
теона Ваджраяны Авалокитешвара может проявляться во множестве своих
эманаций, каждая из которых имеет свою функцию и специфические особен-
ности в иконографическом отражении. По прошествии более 300 лет со вре-
мени нирваны Дзанабазара сложно определить, сколько раз Авалокитешвара
исполнялся мастером и его учениками, но мы можем собрать воедино то, что
можно на сегодня обнаружить в разных собраниях буддийских предметов,
коллекциях разных стран мира, так как шедевры Дзанабазара пользуются
неизменным интересом у знатоков изобразительного искусства, коллекцио-
неров и ценителей культуры Востока. В статье представлен наиболее полный
обзор произведений Дзанабазара и его школы, посвященных Авалокитешва-
ре в его разных формах. Работа по выявлению предметов художественного
наследия великого буддийского мастера Ундур-гэгэна Дзанабазара продол-
жается, так как ранее неизвестные произведения продолжают периодически
обнаруживаться в частных коллекциях, региональных музеях, на антиквар-
ных аукционах и у случайных владельцев.
|