Orientalistica
Article
Изучение В. А. Гордлевским езидов
DOI | https://doi.org/10.31696/2618-7043-2021-4-5-1251-1268 |
Авторы | |
Журнал | |
Раздел | ИСТОРИЯ НАУКИ. Востоковедение |
Страницы | 1251 - 1268 |
Аннотация |
В настоящей статье автор анализирует обнаруженные в фонде академика В. А. Гордлевского в Архиве РАН материалы, свидетельствующие о его интересе к езидам, о чем ранее не было известно. Приводится записка В. А. Гордлевского о езидах Хныса Эрзурумского вилайета, составленная им в связи с обнаружением в работе известного ирландского географа и путешественника Генри Финиса Блоса Линча неточности о езидском населении в Хнысе, точнее – о якобы отсутствии там езидов. Кроме того, анализируется обширный библиографический материал о езидах, подготовленный В. А. Гордлевским, и небольшие записи, которые подтверждают его интерес к этой народности, а также наброски к написанию статьи о езидах. Записи из архива В. А. Гордлевского показывают широту его научного охвата, фундаментальную библиографическую подготовку даже по весьма слабо освещенным темам и свидетельствуют о глубочайших его познаниях об Османской империи. Для езидоведов ценность его записей состоит и в том, что в них упоминаются некоторые ныне малоизвестные источники. |
|
|
Скачать PDF Скачать JATS | |
Статья: |
ВведениеАкадемик Владимир Александрович Гордлевский (1876–1956) по праву считается одним из выдающихся отечественных востоковедов, по словам И. Ю. Крачковского, «в некоторых отношениях» не имея «себе равных за всю историю нашей востоковедной науки» (цит. по: [1, с. 7]). Будучи тюркологом самого широкого профиля (от языкознания и фольклора до современной истории) [1][2][3][4][5], он являлся историком «всего Ближнего Востока» [4, с. 11] и внес значительный вклад в развитие смежных областей – исламоведения, арабистики, иранистики и курдоведения. Не случайно Н. А. Халфин в своей статье, посвященной курдской историографии, в числе немногих дореволюционных востоковедов, с которыми связано развитие отечественного курдоведения, называет и В. А. Гордлевского [6, с. 154–155]. Различные статьи и заметки В. А. Гордлевского, написанные им во время Первой мировой войны («Из наблюдений над курдами» [7, 113–120], «Курды и война» [7, с. 120–123], «У сюпхандагских курдов (Из поездки на Кавказский фронт)» [7, 447–457; 8], «Из жизни курдов» [9], а также рецензия на известную работу В. Минорского [10])1, стали важным подспорьем для курдологов. Собирая во время своих командировок в Турцию письменные материалы (главным образом, естественно, турецкие), В. А. Гордлевский привозил и курдские рукописи [11, с. 13][12, с. 179]. В контексте интереса В. А. Гордлевского к курдам можно отметить и наличие работ о них в его библиотеке, завещанной им Институту востоковедения АН СССР (РАН) [13]. Надо признать, что при оценке его вклада в востоковедение ученые-некурдоведы, как правило, не упоминают об интересе этого исследователя к курдам (см., например: [14, с. 75][15, с. 156]), что обусловлено не только несколько периферийным положением курдоведения как направления, но и явным преобладанием в наследии В. А. Гордлевского работ по другим темам. До сих пор в публикациях по истории отечественного востоковедения не упоминалось о каком-либо интересе В. А. Гордлевского к езидоведческой тематике. Тем более что эта тема традиционно была включена в курдоведение, и сам ученый, следуя данной традиции (см., например: [16]), когда изредка упоминал об езидах в опубликованных работах, относил их к курдам2. Отсутствие сведений о внимании В. А. Гордлевского к езидам весьма удивительно. Он до тонкостей знал все детали жизни и быта населения Османской империи и всегда испытывал интерес к различным сектам и орденам, в первую очередь – имевшим суфийские корни, как, собственно, и езидизм. Соответственно В. А. Гордлевский должен был иметь о езидах, составлявших до Первой мировой войны заметное меньшинство в Восточной Анатолии, особенно в районах, примыкавших к границе с Российской империей, а также в западной части Мосульского вилайета, какие-то познания. Обзор материалов архива В. А. Гордлевского о езидахВ. А. Гордлевский, кроме большого количества опубликованных работ, оставил огромный архив, включающий различный обширный материал от переписки до рукописей, в том числе весьма интересные рабочие записи и библиографические карточки, рассредоточенный по различным единицам хранения, некоторая часть которых связана с езидами. Изучению этих записей и посвящена настоящая статья. Так, фонд В. А. Гордлевского в Архиве РАН содержит дело под названием «Мусульманская секта езидцов (иезидиев) Хнысского района. Черновые наброски. Автограф. 1920», включающее в себя 5 листов [17]. Название ему, скорее всего, дали архивариусы, видимо, исходя из заголовка хранящегося в нем текста, составленного 2 июля 1920 г., – «Езидцы». Причем надо заметить, что в одном из двух упоминаний о езидах, которые мы смогли обнаружить в опубликованных позднее работах В. А. Гордлевского, он говорит о них лишь как о «сектантах-езиди» без атрибуции к исламу [18, с. 272]. Ранее указанное дело, как следует из листа ознакомления, просматривали два человека – в 1975 г. известный советский востоковед, автор многочисленных работ по истории отечественного востоковедения, в том числе и книги о В. А. Гордлевском, А.П. Базиянц [11] (судя по времени ознакомления, во время работы над этой книгой), а также в 1987 г. некий Херисчи3. Условно первый лист из рассматриваемого дела (очевидно, начало текста), нумерация в котором неразборчива, написан от руки на обрывке листа размером в половинку тетрадного листочка. В этом небольшом тексте, публикуемом впервые, выдающийся российский востоковед, как и в своих других работах, представляет знание мельчайших подробностей изучаемого региона. Судя по всему, этот текст о езидах был написан В. А. Гордлевским по результатам его нахождения на Кавказском фронте летом 1916 г. в качестве корреспондента газеты «Русские ведомости» и военного переводчика [11, c. 13]. Как он отмечал в своей работе «Из религиозной жизни кызылбашей Малой Азии», во время поездки на Кавказский фронт летом 1916 г. он при содействии исполнявшего тогда обязанности переводчика при штабе 4-го корпуса М. М. Попова записал в Хынысе [18, c. 255]4 Эрзурумского вилайета названия кызылбашских селений Хынысского района5. Поводом к этой записи В. А. Гордлевского послужила обнаруженная им в работе известного ирландского географа и путешественника Генри Финиса Блоса Линча (1862–1913) [21][22]6 неточность о езидском населении в Хнысе, точнее – о якобы отсутствии там езидов. Можно предположить, что эта запись В. А. Гордлевского о езидах и их численности была обусловлена не просто мелкой неточностью Линча, весьма подробно описавшего регион своей экспедиции, но важной ролью Хныса в демографии этой народности. Располагаясь к северо-западу от озера Ван и к юго-западу от Кагызмана, Хныс представлял собой часть пространства, называемого в курдской традиции «Сархад» (пограничье Турции / Восточной Анатолии с Российской империей)7, в котором численность езидов была весьма заметна8. При этом, судя по имеющимся в этом небольшом деле другим материалам (записям), а также сведениям из дел, посвященных другим сектам, В. А. Гордлевский планировал подготовку текста о езидах. В деле имеется еще один отдельный тетрадный листок (точнее – половина листа тетради), на котором написано «Езидцы» и далее: «При посредстве М. М. Попова… (нрзб. – Н. М.) переводчика при штабе 4‑го Кавказского армейского корпуса». Там же карандашом очень мелким почерком неразборчиво написано несколько небольших строк, из которых я смог разобрать имя «шейх Ади9, Мосул[ьский]. вил[айет]. Главным центром…10 Мурад I (XIV в.)»11. Далее тем же карандашом указано: “Hist. de l’Emp. Ottom 1835 I 251”12, следом чернилами: “H. F. B. Lynch, Armenia… 1901, т. II, 187 He knew of no Yezidis within the limit of his district”13. Далее написано «В Диадинском окр. Езид 868 дымов Их нрзб, им покровительствуют». В архиве В. А. Гордлевского имеются и другие материалы, свидетельствующие о его интересе к езидам. В одном из дел, озаглавленном «Переднеазиатские и кипрские секты» [25], включающем различные небольшие надписи на клочках бумаги, имеется вырезка из англоязычной газеты Baghdad Times, no. 6204, 1932, 17/VIII [26][25, л. 93], на которой от руки карандашом (очевидно, В. А. Гордлевским) написано «Езиды». В этом сообщении, как понятно из названия, говорится о езидах, которые в связи с рассмотрением Комиссии Лиги Наций вопроса о делимитации иракско-сирийской границы в районе компактно населенного ими Синджара привлекали определенное внимание. Автор заметки, повторяя широко распространенные в то время представления о езидах как якобы о дьяволопоклонниках, излагал некоторые сведения об этой религиозной общности, численность которой в результате неоднократных истреблений при турках существенно сократилась. Понятно, что В. А. Гордлевский в своих оценках в этом контексте опирается на информацию, почерпнутую из опубликованных источников западных исследователей, нередко приписывающих езидам несуществующие верования14, а также на бытующие в ортодоксальной мусульманской среде оценки, в которых намеренно извращалась вера езидов, вызывавшая к ним презрение. Тем не менее этот аспект религиозных верований, приписываемый езидам, его интересует весьма опосредованно. Кроме того, некоторые ссылки на литературу, относящуюся к вопросу об езидах, имеются в архивном деле о дервишском ордене мевлевие [33], о котором В. А. Гордлевский в своих работах писал довольно часто. Причем любопытно, что, не будучи специалистом по езидам, он, судя по записям, усматривает определенное сходство между езидами и мевлевие. Надо отметить, что и многие езидоведы ставили вопрос о параллелях в верованиях езидов и мевлевие, которых они называли «наиболее интересной из мистических сект ислама» [32, c. 86]. На одном из клочков бумаги [33, л. 82], хранящихся в этом деле, имеется вопрошающая надпись: «“Шемши” – в Мардине почитатели огня, секта езидская?», на другом – “Russeger, I, 670” [33, л. 80]15. Здесь, скорее всего, В. А. Гордлевский вполне обоснованно задается вопросом, не относятся ли огнепоклонники шемси к езидам, библиографически отмечая для себя страницу из книги Й. Руссеггера, где тот косвенно отождествляет шемси с езидами. Й. Руссеггер, описывая езидов, «200-тысячное племя курдов», в то же время указывал на отличие их обычаев от других курдов (курдов-мусульман), презрительное отношение к езидам, скрывающим догматы своей религии, со стороны мусульман и сближал езидскую религию с древнеперсидскими верованиями и зороастризмом, утверждая, что турки якобы делят езидов на несколько сект, в том числе солнцепоклонников-шемси и дьяволопоклонников [34, S. 669–670, 867–869]. Там же В. А. Гордлевским записано: «Экспедиция инженера Г. Черника (Приложение к т. VI “Известий Кавказского отдела И. Р. Г. О.”, Тифлис, 1879)16. Gregoire. Histoire de sectes. Paris17. 1828. Т. IV, стр. 266–268»18. Примечательно, что работы Й. Руссеггера и И. Черника приведены В. А. Гордлевским в числе прочих в качестве дополнительной – «случайной… библиографии» «о кызылбашах» в посвященном им параграфе «Государства Сельджукидов Малой Азии» [18, с. 260]. На одном из листочков [33, л. 21] сделана карточка под названием «али-илахи» с указанием источника по этой теме: «В. Минорский. Материалы для изучения персидской секты люди истины. М., 1911 (=Труды по востоковедению. Вып. XXXIII)» [37]. Отдельная карточка была В. А. Гордлевским создана под названием «шабаки» [33, л. 28], о секте, также населявшей Мосульскую область, на ней указано сокращенное название какой-то книги из двух прописных букв и далее [том] IV, [стр.] 255. Еще одна карточка – под названием «езидцы» [33, л. 29], на которой написано «Библиография у Th. Menzel19. А. Елисеев (нрзб два слова) 1888, № 1–2 (По белу свету, т. III)20. Н. Марр, ЗВО, ХХ, 13721. Gregoire. Histoire de sectes (о них писал в XVII M. Lefevre. Theatre de la Turquie)»22. Далее В. А. Гордлевским указано сокращенное название еще пары книг, которые мне не удалось идентифицировать («Mel. Fac. (?) II 366–396. Strothmann Der нрзб, IV, 72 (157?»). На отдельных листочках имеются также надписи: «Язиды в Алеппо. A. Vandol, Voyage le…»23 156 [33, л. 85], «Язиды, О язидах, нрзб (автор)», 896 [33, л. 92]. Таким образом, из содержащихся в архивах заметок и черновиков видно, что В. А. Гордлевский осуществлял глубокую библиографическую подготовку к написанию специальной работы, посвященной езидам, отбирая для ее написания не только основные фундаментальные труды непосредственно по езидам, но и по сектам в целом24. Анализ записки В. А. Гордлевского о езидахВ своей записке В. А. Гордлевский называет «езидцев» сектантами, относя их, наряду с некоторыми другими группами (сектами), к одному из направлений неортодоксального ислама. Очевидно, подобная оценка обусловливалась элементами сходства езидизма с суфизмом, на что обращали внимание и другие востоковеды, не занимающиеся конкретно курдами или езидами25. Между тем надо заметить, курдоведы, анализируя езидизм, в первую очередь уделяли внимание влиянию на него различных древнеиранских и христианских верований, что было призвано как раз отдалить езидизм от суфийской и – в широком смысле – от мусульманской традиции, очевидно, принимая во внимание взаимную вражду между этими сообществами. При этом В. А. Гордлевский отмечает, что езиды подчеркивали свою симпатию к русским, надеясь на их помощь и защиту от соседей-мусульман, которые в составе созданных в конце XIX в., преимущественно из курдов и черкесов, иррегулярных полков (хамидие) и регулярной турецкой армии грабили и убивали езидов и угоняли в плен их женщин26. Причем, если в составе хамидие это делали в основном курды[-мусульмане] – по религиозному признаку, то турецкая армия – по этническому, воспринимая езидов как раз в качестве курдов. В связи с этим «езди»27 Хныса, обращаясь к русскому командованию за защитой, заявляли о своем подчинении «Белому царю», который, как известно, представлял собой образ защитника униженных и гонимых этнических групп на Востоке [47], коими, безусловно, являлись и проживавшие во враждебной мусульманской среде езиды. При этом известно, что при любой возможности езиды, проживавшие в прилегающих к российской границе районах Турции, обращались к русским с просьбой о переселении в пределы России28. По мнению В. А. Гордлевского, составление этого прошения на русском языке и использование «титула» «Белый царь» может указывать на его подготовку русскоподданными езидами, находившимися «в войсках, и в общественных учреждениях (в Союзе Городов)» России. Предположение В. А. Гордлевского вполне обоснованно, поскольку Россия (Российская империя, впоследствии – в форме СССР, не считая кратковременного периода независимости Грузии в 1918–1921 гг.) стала первым и на протяжении долгого времени (до начала относительно заметной миграции в страны Западной Европы с 60-х гг. ХХ в.) оставалась единственным государством, где езиды оказались вне мусульманского гнета. В свою очередь, отношение к езидам русского военного начальства, очевидно, хорошо осведомленного о настроениях местного населения, было «благосклонным». Взаимные симпатии езидов Османской империи и русских военачальников, несших службу в Восточной Анатолии, хорошо известны в дореволюционной литературе. Так, М. Лихутин, известный, по словам М. С. Лазарева, своим прагматическим взглядом на курдов [49, с. 160], указывал, что «езиды самые честные и миролюбивые из всех курдов, занимаются более других хлебопашеством, никогда не были замечены нами в грабежах и воровстве и оказывали русским наибольшую преданность и верность; на сведения сообщаемые ими о турецком войске без всяких подкупов и платы, как лазутчикам, а добровольно по собственному побуждению, можно было положиться более, чем на показания других курдов и даже армян» [50, с. 149]. К курдам[-мусульманам] отношение М. Лихутина было весьма критическим. Во время Первой мировой войны русские офицеры оказывали езидам гуманитарную помощь [51]. Упомянутая В. А. Гордлевским общественная организация «Союз городов» («Всероссийский союз городов помощи больным и раненым воинам»), оказывавшая содействие российским властям по организации помощи беженцам во время Первой мировой войны, активно действовала (точнее – ее Кавказский комитет) в районах, компактно населенных до войны в том числе и езидами, страдавшими от нападения «обнаглевших курдских шаек», которых не останавливало даже нахождение поблизости русского гарнизона [52, с. 40]. Что касается неточности Линча, В. А. Гордлевский приводит свои данные, основываясь на предоставленных М. М. Поповым сведениях о численности езидов в Диадинском округе во время [Первой мировой] войны в количестве почти в 4,8 тыс. человек и о 40 деревнях в Хнысском районе.Ко времени составления этой записи В. А. Гордлевским в 1920 г. езидов в Хнысском уезде, как и в других районах Восточной Анатолии, уже не было. После Первой мировой войны, как известно, небольшая часть езидов осталась лишь в той части Турецкого Курдистана, которую именуют Юго-Восточной Анатолией – в районах Батмана, Мардина и Урфы. Далее приводится текст В. А. Гордлевского с моими комментариями. В. А. ГордлевскийЕзидцы29 Линч (Армения. Тифлис. 1910. Т. II стр. 240)30, перечисляя население Хнысского района31, умалчивает об езидцах32. А между тем они были и там. Вот – мелочи, собранные мною в Хнысе летом 1916 года благодаря любезности М. М. Попова. Как все сектанты малоазиатские – езидцы также сторонятся от мусульман-суннитов. Определенно отделяя себя от османцев, активных борцов во время войны между Турцией и Россией, они подчеркивали неизменность расположения к русским, вероятно, чтобы сколько-нибудь гарантировать себе и имуществу неприкосновенность. В Хнысе они подали начальнику штаба корпуса прошение; они жаловались «правосудному и милостивому Белому царю на обиды “хамидия” (т. е. “хамидиэ” – курдская кавалерия) и аскеров (регулярная турецкая пехота, которые отобрали у них дочерей, угнали скот; ныне люди из солдат прибывают к нам и грабят, принимая за курдов… Мы, езди, покорились Белому царю, дабы он защитил нас» – Вместо подписи, за неграмотностью (русский) были обведены на листе чернилами пальцы. Прошение написано было на русском языке; титул «Белый царь» указывается, как будто, вдохновителями прошения были русские подданные езидцы, находившиеся у нас и в войсках, и в общественных учреждениях (в Союзе Городов). Во время войны в Диадинском округе было 868 «дымов» езидцев, мужчин – 1313, женщин – 1351, детей – 2089; в Хнысском районе было у них 40 деревень, во главе них стоял Хасан-ага, который едва говорил по-османски. Военное начальство смотрело на езидцев благосклонно. ЗаключениеУчитывая, что архивные публикации о езидах весьма редки, записи В. А. Гордлевского – большого знатока Османской империи, к тому же посещавшего многие ее районы, его поправки к сведениям Линча о езидах, точнее – о якобы их отсутствии в конкретном районе, весьма важны для изучающих эту этноконфессиональную общность. Остается лишь сожалеть, что работа о езидах, которую, очевидно, готовил выдающийся российский востоковед, так и не была им написана. Причем о его интересе именно к езидам ранее, судя по его опубликованным работам, ничто не свидетельствовало, что представлялось несколько удивительным, учитывая, что его произведения включали в себя и подробное изучение различных этнических групп и сект Османской империи, а езиды являлись заметным элементом в Восточной Анатолии, особо хорошо знакомой В. А. Гордлевскому. Записи В. А. Гордлевского и примечания, сделанные им, поднятые ныне из архивных дел, еще раз убеждают нас в широте научного охвата этого ученого, показывают его фундаментальную библиографическую подготовку даже по весьма слабо освещенным темам и свидетельствуют о глубочайшем знании положения дел в Османской империи. Особую ценность для езидоведов представляет упоминание В. А. Гордлевским некоторых источников, которые, судя по имеющейся современной литературе об этой религиозной общности, ни в его время, ни впоследствии не использовались.
1. О курдах и населенных ими районах говорится и в других его работах 2. Так, ведя речь о проводнике – курде, В. А. Гордлевский уточняет, что тот являлся езидом из Эриванской губернии [7, c. 448]. 3. Возможно, это был азербайджанский литературовед, доктор филологических наук Гафар Али оглы Кендли-Херисчи, опубликовавший вскоре работу о Хакани [19]. 4. Именно так (Хыныс) этот район приводится в «Избранных сочинениях» В. А. Гордлевского, хотя в его рукописях записано в соответствии с принятым в русской дореволюционной традиции – Хныс (Хнысский), а в книге Линча (см. далее) – Хинис. Мною в настоящей статье написание этого района используется в соответствии с источником, о котором идет речь. 5. О пребывании В. А. Гордлевского в Хынысе в 1916 г. см. также: [18, c. 260, 499]. В своих работах В. А. Гордлевский еще несколько раз упоминает М. М.Попова, сообщавшего ему различные сведения о кызылбашах [18, c. 261], а также о пословицах, приводимых (речь идет о сведениях М. М. Попова, являвшегося тогда российским «консульским агентом в Багдаде») в работе «Замечания на “Пословицы крымских татар”», изданной П. А. Фалевым [20, c. 246]. 6. В. А. Гордлевский посвятил работе Линча рецензию, опубликованную в газете «Русские ведомости» (1911, № 153). В своих работах В. А. Гордлевский неоднократно ссылается на книгу Линча, причем нередко в связи с уточнениями различных сведений, содержащихся в ней [18, с. 323, 388, 260–261][7, с. 115, 131, 133, 144, 329, 388, 534]. 7. Подробнее о «Сархаде» см.: [23]. 8. Примечательно, что В. А. Гордлевский корректирует и представленную Линчем статистику о количестве селений кызылбашей-курдов в Хынысском районе – с 15 (эти сведения Линчем даны там же, где и об отсутствии езидов в Хынысе) до 35 [18, c. 260–261]. 9. Шейх Ади (70-е гг. XI в. – 60-е гг. XII в.) – главный езидский святой, основатель братства Адавия, на основе которого впоследствии был сформирован езидизм. Считается земным воплощением Бога. 10. Очевидно, речь идет о месте компактного расселения езидов в Мосульской области и расположенном там главном езидском храме – Лалыше. 11. Имеется в виду первый султан Османской империи – Мурад I (годы жизни 1326– 1389), однако, как он мог быть связан с езидами, остается загадкой. 12. Одиннадцатитомный монументальный труд об Османской империи: Von Hammer[- Purgstall] J. Histoire de l’Empire ottoman, depuis son origine jusqu’à nos jours, издававшийся в 1835–1843 гг. [24]. В. А. Гордлевский отметил для себя т. 1. 13. Здесь ссылка на работу Линча: [22, vol. II, p. 187]. Соответствует ссылке на работу Линча в переводе на русский язык: [21, т. II, с. 240]. 14. См. хотя бы названия следующих работ: [27][28][29][30][31]. См. также: [32, c. 81]. 15. Имеется в виду книга известного австрийского путешественника и натуралиста Иозефа фон Руссеггера (1802–1863) [34]. 16. Имеется в виду издание: [35]. На с. 130 упоминаются «шемсиахи, живущие около Мардина», на с. 129–130 (в общем), 143 (о жителях Мардина) материалов этой экспедиции говорится о езидах. 17. Фундаментальный шеститомный труд французского католического священника Батиста-Анри Грегуара (1750–1831) [36]. 18. Здесь В. А. Гордлевский ссылается на т. IV труда Грегуара [36]. В этом томе 24‑я глава (Chapitre XXIV) посвящена секте огнепоклонников «шемси» в Мардине (“Shamsia”, “Shamsis”) [36, p. 266–268], а 23‑я глава (Chapitre XXIII) – езидам (“Jézides” ou “Yézidis”) [36, p. 250–265]. 19. Скорее всего, здесь речь идет о статье Теодора Мензеля в Enzyklopaedie des Islam: [38]. Однако следует отметить и еще одну работу этого автора, посвященную езидам [39]. 20. Имеется в виду очерк А. В. Елисеева [40]. 21. Здесь имеется в виду работа Н. Марра [41]. Параграф V, начинающийся со страницы 137, отмеченной В. А. Гордлевским, открывается темой «О происхождении езидства». 22. В начале главы, посвященной езидам, Грегуар как раз ссылается на Мишеля Лефевра: “Les Jézides, répandus dans diverses contrées de l’Orient, habitant surtout les montagnes de Singiar… Quelques détails sur ces peuplades ont été imprimés au dix-septième siècle, dans le Théâtre de la Turquie, par Michel Lefèvre” [36, p. 250]. 23. Судя по всему, имеется в виду французское издание 1900 г. [42]. Однако мне не удалось ознакомиться с этой книгой и, соответственно, проверить ссылку В. А. Гордлевского на с. 157 о езидах Алеппо. 24. В фонде В. А. Гордлевского, кроме уже упомянутых дел, содержащих сведения об езидах и мевлевие [17][25][33], имеются дела и по другим сектам [43][44][45], включающие его наброски и заметки, а также библиографические карточки. 25. Так, И. Ю. Крачковский упоминал езидов («иезидиев») как «верхне-месопотамскую секту» [46, с. 135]. 26. Действия этих формирований мало отличались от действий отрядов ИГИЛ (запрещено в России) спустя сто лет в Ираке и Сирии, также грабивших езидов и уводивших в плен езидских женщин. 27. В. А. Гордлевский приводит самоназвание езидов. 28. Так, в конце XIX в. духовный глава езидов шейх Наср говорил И. Н. Березину о желании езидов, проживающих «около Баязида», переселиться «в пределы России» [48, c. 453]. 29. Теперь их называют и “iезидiями” (прим. В. А. Гордлевского. – Н. М.). 30. Соответствует ссылке [21, т. II, с. 240]. В подлиннике [22, vol. II, p. 187]. 31. В главе VIII 2-го тома своей книги «От Муша до Эрзерума» Линч пишет о посещении города Хиниса, который являлся главным центром «торговли овцами, вскормленными на пастбищах Бингёль-Дага», куда съезжались купцы из больших городов, в основном из Дамаска, посещающие Эрзерум. Овец из Хиниса гоняли через горы к Диярбакыру и далее через равнины к сирийской столице [21, т. II, с. 239–240]. 32. Как писал Линч, каймакам (глава уезда) Хинисской казы (уезда), включавшей 287 селений и являвшейся составной частью Эрзерумского вилайета, сообщил ему, что в Хинисе 387 домов, из которых 250 заняты мусульманами (1350 человек) и 137 армянами (586) при преобладании мужского населения над женским, однако «не знал никаких езидов в пределах своей области» [21, т. II, с. 240].
|