Orientalistica
Статьи
Buddha Amitayus and the artistic heritage of Zanabazar (1635-1723)
DOI | https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-2-282-300 |
Authors | |
Magazine | |
Sections | HISTORY OF THE EAST. Historiography, source critical studies, historical research methods |
Pages | 282 - 300 |
Annotation |
Images of Buddha Amitayus are recognizable by the main attribute -a vessel with the elixir of immortality placed in his palms, which rest upon his knees. The images of various versions are very often found in the Tibeto-Mongolian Buddhist regions. This is explained by the wide popularity of his cult. The Amitayus cult is one of the tantric ways to protect the life and health of the believer. Rituals aim to extend the time of life on purpose to continue the active practice of Buddhism. Among the main texts connected to the cult are the “Sukhavati-vyuha Sutra” (1st century), "Amitayus-dhyana Sutra” (4th century), and the "Longevity Sutra”. Amitayus is a power manifestation of Tathagata Buddha Amitabha, the head of the lotus family. He lives in the Pure Lands of Sukhavadi, where Amitayus stays among the bodhisattvas in the retinue of Buddha Amitabha. This factor is directly linked to the idea of a long life. The Western Paradise of Sukhavati is a place where all the material and bodily needs are readily available to live beings. The aggression and the acquisitiveness are defeated, and people are exclusively concerned with their spiritual growth. The great Mongolian artist, educator and head of state paid due attention to the cult of Amitayus, which is evidenced by the magnificent sculptures which constitute his artistic heritage. These are large sculptures of Buddha Amitayus from the Museum-Temple of the Choijin Lama in Mongolia and the Museum of the History of Buryatia in Ulan-Ude, Russia. The sculptures differ in size, technique, plastic, as well as some details. At the same time, proportions, filigree processing at all stages of production, unity of aesthetics and style remain unchanged. |
|
|
Download PDF Download JATS | |
Article: |
Культ Будды Амитаюс в тибето-монгольском буддизмеБудда Амитаюс (санскр.: amitāyus / aparimitayurjñana, тиб.: tshe dpag med; монг.: Аюш бурхан / Цаглашгуй наст – Будда безграничной жизни) – одна из форм будды Амитабхи, родоначальника семейства Падма, цвет семейства – красный, направление – запад. Образ Амитаюса в тибетомонгольском буддизме один из самых тиражируемых. Сотни и тысячи его изображений изготавливались для ритуалов долголетия или похоронных обрядов правителей, широко распространены живописные свитки, полностью покрытые мультиплицированными изображениями Амитаюса. Многократно повторяющийся образ Амитаюса используется в архитектуре для заполнения кессонов, квадратных ячеек на потолках храмов. Амитаюса чаще других и в больших количествах можно увидеть в музейных коллекциях, храмовых и частных собраниях. Дело в том, что существует традиция изготовления его скульптурных или живописных образов для накопления заслуг, это используется как средство для выздоровления, делается во избежание преждевременной смерти, для продления срока жизни и пр. Кстати, когда Восьмой Джебзун-Дамба-хутухта Богдо-гэгэн (1869–1924) боролся с угрозой полной слепоты, было изготовлено 3 тыс. изображений Амитаюса, из которых около 2 тыс. было заказано в Польше. Сохранившиеся экземпляры находятся в храме Авалокитешвары монастыря Гандан в Улан-Баторе. Обычно Амитаюса изображают с телом красного цвета, реже – белого, у него одно лицо и две руки, сложенные в дхьяна-мудре. Амитаюс сидит на лотосовом троне на лунном диске в позе лотоса и украшен символами измерения самбхогакайи, то есть в царском одеянии и украшениях. В руках у него сосуд с нектаром бессмертия, называемым амрита (санскр.: amṛta), а на голове диадема. Амитаюс может изображаться со своей супругой Чандали (санскр.: yuganaddha «два в одном»; тиб.: yab-yum «отец-мать»). В руках они держат по стреле с шелковыми лентами пяти цветов и по сосуду с эликсиром бессмертия. Срок жизни человека, как и прочих живых существ, зависит от множества совокупных условий, от биологических, географических до социальных, психологических, кармических и т. д., но индийские махасиддхи передали для последующих поколений буддийские учения, следуя которым можно преодолеть объективные и субъективные ограничения. В Монголии, как и в Тибете, распространена легенда из «Падма-гатан», согласно которой Падмасамбхава исполнял практику долгой жизни в священной пещере Маратика, в Северном Непале, вместе с индийской принцессой Мандаравой. Ее отец был категорически против связи дочери с бродячим тантриком и повелел сжечь их на костре, однако пара осталась в огне невредимой, более того, они обрели способность к беспредельной жизни. Принцесса Мандарава достигла различных высших сиддхи и проявила радужное тело. Это учение долгой жизни «Цедуб Гондуй» (тиб.: tshe sgrub kun ‘dus) впервые было передано непосредственно самим Буддой Амитаюсом учителю Падмасамбхаве, который в VIII в. записал его в качестве терма (умышленно скрытые тексты, «потаенные сокровища») и спрятал в скале в Восточном Тибете на благо будущих поколений. В XIX в. терма была вскрыта и передавалась по линии дзогчен известным буддийским наставником Намхай Норбу Ринпоче [1][2]. Упоминания об Амитаюсе содержатся в «Сукхавати-вьюха сутре» (санскр.: sukhāvatīvyūha sūtra, I в. н. э.) как о Будде, обладающем неизмеримой, бесконечной жизнью. Амитаюс был рожден в Сукхавати 1 великой силой Культ Будды Амитаюса, отдельный от Амитабхи, сформировался в IV в. благодаря «Амитаюс-дхьяна сутре». К Амитаюсу обращаются с мольбой о долгой жизни, крепком здоровье и достатке. Например, согласно агиографиям, Нагарджуна, получив посвящение Будды Амитаюса, стал «фактически бессмертным бодхисаттвой» и прожил около 600 лет, хотя его отцу было предсказано, что новорожденный сын не проживет и десяти дней, и тогда сто специально приглашенных брахманов молились и продлили мальчику жизнь на семь лет, но не более. Затем для продления жизни ему рекомендовали стать монахом, и Нагарджуна «принял посвящение 3 в магическом круге Амитаюс – Победителя Смерти» от махасиддха Сарахи и преодолел роковую ночь семилетия [4, т. 1, с. 31, 52]. Распространение практики Амитаюса в Тибете связывается также с именами Миларепы (1052–1135) и его ученика Речунгпа (тиб. ras chung pa 1084–1161), который был болен проказой. Речунгпа узнал от странствующих йогинов о существовании чудесного метода излечения, отправился на поиски и нашел в предгорьях Гималаев дакини Сиддха-раджини (тиб.: grub pa’i rgyal mo), которая даровала ему посвящение Будды Амитаюса, Хаягривы и др. Вернувшись в Тибет, он передал полученные знания своему учителю Миларепе, а затем его и своим ученикам. После этого Учение Будды Амитаюса распространилось во всех школах тибетского буддизма. Согласно иконографическому своду Таранатхи «Ринжунг гьяца» 4, Будда долголетия в традиции Речунгпа предстает в форме нирманакайя Амитаюса (тиб.: tshe dpag med sprul sku, монг. ayuśi qubilγan bey-e) – он оранжевого цвета, в традиционном одеянии монаха, тричиваре красного цвета, восседает на лотосовом троне в ваджра-парьянка асане, руки сложены перед собой в дхьяна мудре и удерживают чашу-патру с эликсиром бессмертия, он отмечен всеми 32 основными и 80 дополнительными признаками будды [5, № 179, p. 285]. То есть нирманакайя Амитаюс традиции Речунгпа выглядит как Будда Амитабха. Будда Амитаюс предстает также в форме самбхогакайя, то есть в царских украшениях бодхисаттвы и тончайших шелковых одеяниях. Этот образ описан в садхане знаменитого мастера тантры XI в. Бари-лодзавы (тиб.: tshe dpag med ba ri’i lugs, монг. ayuśi bari) 5. Согласно традиции Бари-лодзавы, Амитаюс возникает из слога BHRUM. У него тело красного цвета, он восседает на лотосовом троне в ваджра-парьянка асане, руки сложены перед собой в дхьяна мудре и удерживают кувшин с эликсиром бессмертия и древом жизни. Его голову венчает Будда Вайрочана [5, № 180, p. 285]. Таранатха (1575–1634) включил в свой сборник также садхану Белого Будды Амитаюса (тиб.: tshe dpag med dkar po) в традиции индийского йогина Митры 6. Сначала в пустоте возникает львиный трон из слога BHRUM, затем на нем из слога PAM прорастает разноцветный лотос, затем из слога А возникает белая луна, и сознание практикующего становится белым слогом А – как квинтэссенция Будды бесконечной жизни [5, № 182, p. 286]. Новый импульс для развития самостоятельного от Амитабхи культа Амитаюса появился благодаря тексту молитвы, написанному Цонкапой в XIV в. Широкое распространение в Тибете, Монголии и Китае культ получил в XVI–XVIII вв., однако сохраняет свое значение и поныне. Ундур-гэгэн Дзанабазар и его ученики выполнили немало образов Будды безграничной жизни. Из биографии Дзанабазара известно, что он проводил изготовление и освящение ста скульптур Амитаюса для материимператрицы, бабушки маньчжурского императора Канси (1654–1722). Среди произведений Дзанабазара Будда Амитаюс занимает значительное место, и количество различных изображений Амитаюса у Дзанабазара и его школы, является одним из самых распространенных, встречается во многих коллекциях Монголии и других стран. Большая скульптура Амитаюса (монг.: Ганжуурын Аюш бурхан) входит в список произведений Дзанабазара первого порядка, то есть тех, что были выполнены им собственноручно, включая не только моделирование, но и литье, золочение, шлифовку, гравировку и пр. К этому же списку следует добавить также крупную скульптуру Амитаюса, хранящуюся в Музее истории Бурятии, в г. Улан-Удэ. Кроме того, есть ряд скульптур среднего и малого размеров из разных фондов Монголии. Из биографии Дзанабазара известно, что он проводил изготовление и освящение ста скульптур Амитаюса для матери-императрицы, бабушки маньчжурского императора Канси (1654–1722). Также стоит отметить, обилие образов Амитаюса на страницах монгольского буддийского канона Ганжуура в 108 томах, изданного в Пекине при императоре Канси в 1720 г. Тома этого издания украшены миниатюрными цветными образами, так что представлен весь буддийский пантеон, при этом Будда безграничной жизни изображен с десяток раз на заглавных страницах томов [7]. Несомненно, Будда Амитаюс занимает весьма значительное место в творчестве Дзанабазара, а также в буддийской ритуальной практике монгольских народов. Амитаюс в Музее-храме Чойжин-ламы, Улан-Батор, МонголияСамая большая скульптура Амитаюса работы Дзанабазара находится в Музее-храме Чойжин-ламы, в столице Монголии Улан-Баторе (рис. 1а–c). Ее можно назвать одним из самых роскошных творений великого скульптора. Фигура Амитаюса сохранилась без лотосового постамента и демонстрируется на львином троне с богато украшенной резной спинкой. Трон также относят к авторству Дзанабазара. До социалистической революции начала ХХ в. скульптура украшала алтарь специального храма, где хранился буддийский канон Кангьюр (монг.: Ганжуур), вероятно поэтому в обиходе скульптуру стали называть Ганжуурын Аюш. Рис. 1а. Амитаюс в Музее-храме Чойжинламы, г. Улан-Батор, Монголия. Бронза, литье, золочение, цветной пигмент. Размеры: 78 × 52 × 31 см. Вес 45 380 г. Вид спереди. Внесен в государственный реестр (указ № 126 от 1998 г.) под № 80. Инв. № О-42-9 /259/4/585 Рис. 1b. Амитаюс в Музее-храме Чойжин-ламы, г. Улан-Батор, Монголия. Кувшин с амритой и древом жизни. Фото автора Рис. 1c. Диадема Будды Амитаюса в Музее-храме Чойжин-ламы, г. Улан-Батор, Монголия. Фото автора, июль 2021 г. Особенностью скульптуры является невероятно тщательная и тонкая обработка пятичастной диадемы, на лепестках которой рельефно изображены Пять великих татхагат или Дхьяни будд. На центральном, самом крупном, лепестке расположено изображение Будды Амитабхи, главы семейства Лотоса (Падма), с которым соотносится Амитаюс. Украшения составлены из относительно мелких деталей, отчего создается эффект ажурной узорчатости скульптуры. Из произведений Дзанабазара, выполненных в аналогичной манере и таком же размере, известна скульптура Ваджрасаттвы, которая находится в этом же Музее-храме Чойжинламы и установлена на аналогичном – литом золоченом – троне. Как и у всех божеств Дзанабазара, у Амитаюса атлетический торс с широкими плечами и узкой талией, ровными и гладкими конечностями, чистой и нежной кожей, что передается матовым золочением холодным способом. Кисти рук, очень изящные и ровные, сложены в жесте созерцания и удерживают золотой сосуд с напитком бессмертия и древом жизни. У Амитаюса восемь украшений бодхисаттв, все украшения составлены из простых, традиционных для кочевнического искусства, элементов – бусин и колец разных размеров, сочетающихся в цветочные венчики, ожерелья и гирлянды. Юбка-шамтаб украшена густым цветочным узором по всему полю и бордюрным узором по краям. Кувшин покрыт рельефной гирляндой из жемчужных бусин. Крышка кувшина и элементы древа жизни отлиты отдельно, листья покрыты зеленым пигментом. Скульптура подвергалась повторному золочению частично (лик, кисти рук и ноги от щиколоток к стопам), подкрашиванию глаз и губ. Остатки оригинального покрытия свидетельствуют о базовом глянцевом золочении горячим способом (на одеянии и украшениях) и дополнительном матовом холодном золочении открытых участков тела. Изображение скульптуры публиковалось Н. Цултэмом, а также в Каталоге выставки музея [8, с. 54][9, c. 84][10, с. 14–17]. Амитаюс в Национальном музее Республики БурятияЭто вторая по значимости из известных на сегодня скульптур Амитаюса работы Дзанабазара. Она довольно крупная, но несколько меньше описанного выше Ганжуурын Аюша, не уступает ей по качеству обработки, но выполнена несколько иначе – и технологически, и эстетически, но в характерной для Дзан абазара строгой пропорциональности и следовании иконографическому канону. Будда Амитаюс восседает в ваджрной позе (санскр.: vajra paryaṅkāsana) на круглом лотосовом пьедестале, его руки сложены на коленях в жесте медитации (санскр.: dhyani mudrā) и удерживают сосуд с амритой (санскр.: amṛta), эликсиром бессмертия, из него произрастает древо жизни (рис. 2а). У него атлетический торс, широкий в плечах и тонкий в поясе, прекрасный и одухотворенный лик с высоким чистым лбом, высоким тонким с характерной горбинкой носом и пухлым маленьким ртом. Миндалевидные глаза смотрят вперед, чуть вниз. Аккуратная, с округлыми формами диадема содержит пять лепестков, украшенных пламенеющей драгоценностью. Амитаюс украшен восемью видами царственных украшений бодхисаттвы. Высокий узел волос на ушинише 7 перетянут жемчужной нитью и увенчан драгоценным знаком пламени, две пряди спускаются по предплечьям, волосы окрашены синим пигментом. Пятилепестковая диадема скреплена сзади обручем с тремя заклепками, ленты, удерживающие ее, образуют веерообразную защиту вокруг лица и головы. Накидка мягкими волнами лежит на плечах, образуя подобие пелерины на спине (рис. 2b). Колье на шее составлено из крупных цветочных венчиков и создает треугольную защиту на груди, длинное жемчужное ожерелье включает в себя цветочные венчики на груди и сзади на застежке. Накидка для туловища в виде шарфа, или уттарасанга (санскр.: uttārasanga, тиб.: bla gos, монг.: орхимж), край юбки-антарвасаки (санскр. antaravasaka, тиб.: mthang gos / sham thab, монг. шамтаб) украшены гравированным узором, все узоры образованы из традиционных монгольских, очень лаконичных элементов – спиральных завитков и колец. Пояс украшен гирляндой из драгоценных камней. Через левое плечо перекинута жемчужная нить пояса йогина. Лицо и шея покрыты позолотой холодным способом, что создает матовый эффект, в отличие от остальных, глянцевых, частей скульптуры. Темный след (потертость позолоты) под левым глазом скульптурного изображения создает печальный облик плачущего Будды. Лотос-постамент полусферической формы с резными лепестками в три ряда, в верхнем ряду между лепестками расположены пучки тычинок. Крышка дна отсутствует, внутренние стенки скульптуры ровные, гладкие, обнаруживают высокое качество литья. Все украшения составлены из крупных и очень рельефных, выпуклых элементов (рис. 2b), их обтекаемые формы и общая архитектоника скульптуры сближают произведение с эстетикой скульптур Пяти великих татхагат и Белой Тары Дзанабазара, однако бурятский Амитаюс значительно меньше их по размерам. Этот факт, а также история культа Амитаюса в Монголии наталкивают нас на вывод о том, что данная скульптура из бурятского музея несколько «старше» Пяти великих татхагат, датируемых 1683 г. Рис. 2а. Будда Амитаюс. XVII в. Бронза, литье, золочение, минеральный пигмент. Рис. 2b. Будда Амитаюс. XVII в. Бронза, литье, золочение, минеральный пигмент. Размеры: 55,0 × 36,5 см. Национальный музей Республики Бурятия, г. Улан-Удэ. Россия. Инв. № ОФ 999. Вид сзади. Фото В. В. Урбазаева Рис. 2c. Будда Амитаюс. XVII в. Бронза, литье, золочение, минеральный пигмент. Размеры: 55,0 × 36,5 см. Национальный музей Республики Бурятия, г. Улан-Удэ, Россия. Комплект украшений составлен из крупных выпуклых элементов. Инв. № ОФ 999. Вид сверху. Фото автора, август 2019 г. В настоящее время известно несколько аналогичных скульптур, соотносимых с творчеством Дзанабазара и его учеников. Это бронзовые скульптуры средних размеров от 20 до 30 см высотой. При одинаковой иконографии сидящего на лотосовом пьедестале Амитаюса, все они отличаются друг от друга, имеют свои индивидуальные особенности как штучные, единичные произведения (см. рис. 3–8). Рис. 3. Амитаюс в Музее-дворце Богдо-хана, г. Улан-Батор, Монголия. Латунь, литье, золочение. Размеры 26,2 × 17,9 см. Иконография традиционная. Колье состоит из нескольких больших бусин. Сосуд с эликсиром бессмертия украшен «тканевой юбочкой», из сосуда прорастает древо жизни. Сдвоенные лепестки лотосового трона расположены в зеркально симметричном отражении; верхний край обрамлен жемчужной нитью, нижний обод имеет три яруса с выступающими обручами без декора. Инв. № 1–47(1), 24-1-18. Включен в государственный реестр 2002 г. У-118 уникальных объектов историко-культурного наследия под № 158 [11, т. 1, с. 71][12, p. 98] Рис. 4. Амитаюс в музее монастыря Эрдэнэ-дзу, г. Хархорин, Монголия. Латунь, литье, золочение. Размеры 25 × 12 × 16 см. Вес 3270 г. Постамент – сдвоенный лотос, полукруглый, лепестки расположены ассиметрично. Колье имеет в центре большую бусину и подвеску. Инв. № 65-04, 1/8 «Б». В гос. реестре У-175 от 2000 г. под № 132 [11, т. 3, с. 157] Рис. 5. Амитаюс серебряный, инкрустированный в Музее монастыря Эрдэнэ-дзу, г. Хархорин, Монголия. Серебро, литье, золочение. Школа Дзанабазара, XVIII в. Размеры: 24 × 14 × 10 см. Имеет бирюзовые вставки, инкрустации в украшениях. Сосуд с амритой венчает цветок со свисающими четырьмя листьями. Постамент – сдвоенный лотос, полукруглый, два ряда лепестков симметричны. Инв. № 65-309, 1/16. В госреестре от 2004 г. У-108 под № 202 [11, т. 3, с. 162] Рис. 6. Амитаюс в Музее изобразительных искусств им. Дзанабазара, г. Улан-Батор, Монголия. Бронза, литье, золочение, цветной пигмент. Размеры: 20,5 × 12,7 см. Конец XVII в. Иконография традиционная, есть некоторые особенности исполнения. Над кувшином с амритой вместо древа жизни изображена пылающая драгоценность на граненом стержне, от которой веерообразно исходят лучи сияния. Накидка, спускающаяся по предплечьям, образует под локтями симметричные петли, ее концы, спущенные по двум сторонам пьедестала, задрапированы зигзагообразными складками и достигают нижнего края пьедестала. Пьедестал – сдвоенный лотос с симметричными рядами лепестков, полукруглый на тыльной и прямой на лицевой стороне, нижний обод пьедестала гравирован треугольным узором. Инв. № ДУМ 2012, 1260-1078. В госреестре УПИКН У-118 от 2002 г. под № 163 [11, т. 1, с. 186] Рис. 7а. Амитаюс в Музее изобразительных искусств им. Дзанабазара, г. Улан-Батор, Монголия. Бронза, литье, золочение. Размеры: 19.5 × 12.3 см, вес – 2040 г. Скульптура находилась во владении венгерского ученого, передана его наследниками в дар Монголии. В момент передачи монгольскому правительству, университет Иштвана Лорана, г. Будапешт, апрель 2015. Фото автора Рис. 7b. Амитаюс в Музее изобразительных искусств им. Дзанабазара, г. Улан-Батор, Монголия. Бронза, литье, золочение. Размеры: 19.5 × 12.3 см, вес – 2040 г. Вид сзади. Фото Музея изобразительных искусств им. Дзанабазара Рис. 8а–b. Амитаюс в Государственном музее истории религии, г. Санкт-Петербург, Россия. Фото автора. Бронза, литье, золочение. Высота 21,0 см, пьедестал 16,0 × 9,0 см. Инв. № Б-8934. Публикуется впервые. Амитаюс, сидящий на лотосовом постаменте, изображен в традиционной иконографии, украшен восемью украшениями бодхисаттвы. Постамент – сдвоенный лотос, с ассиметричными лепестками, подтреугольный в горизонтальном сечении, со слегка расширенным книзу основанием. Дно вскрыто, крышка отсутствует. Есть сломы: навершиедрагоценность на ушнише и свисающие с пьедестала концы уттарсанги: 8а. Общий вид; 8б. Лик Амитаюс стоящийИзвестна еще одна работа Дзанабазара, бывшая в коллекции итальянца В. Чарутти (1881–1961) 8. Это Будда стоящий. Бронза, литье, позолота, минеральный пигмент. Высота 68,5 см. XVII–XVIII вв. Амитаюс стоит на прямых ногах, на круглом лотосовом пьедестале с мандорлой 9 за спиной, держит в руках чашу (санскр.: pātra, тиб. lhung bzed). На широких плечах лежит накидка, образующая мягкую волну на спине наподобие пелерины, концы ее симметрично спускаются по рукам, образуя петлеобразные драпировки у локтевых сгибов. Часть волос на голове собрана в высокий пучок, часть – спускается по спине до пят. На нем восемь украшений бодхисаттв и нить жемчуга, символизирующая пояс йогина. Мандорла (восстановленная) в форме лепестка изготовлена из сплошного листа металла, украшена гравировкой по лицевой стороне, тыльная сторона осталась чистой (рис. 10). Лотосовый постамент содержит три ряда резных лепестков и гравированные тычинки. Гравированный знак вишваваджры на донной крышке позолочен. В настоящее время местонахождение скульптуры неизвестно 10. Скульптуры школы Дзанабазара аналогичной иконографии стоящего Амитаюса выставлялись в Галерее Rossi & Rossi 11 в Лондоне – без постамента и мандорлы (рис. 11), а также в анонимной частной коллекции (рис. 12). Они датируются XVIII в. как произведения школы Дзанабазара. Рис. 10. Скульптура Амитаюса из коллекции В. Черутти [Himalayan Art Resources.Item no. 9586 // https://www.himalayanart.org/items/] (обращение от 15.03.2022) Рис. 11. Скульптура Амитаюса в галерее Rossi & Rossi [Himalayan Art Resources. Item no. 68844. https://www.himalayanart.org/items/](обращение от 15.03.2022) Рис. 12. Амитаюс в анонимной частной коллекции [Himalayan Art Resources. Item no. 51628. https://www.himalayanart.org/items/] (обращение от 15.03.2022) ЗаключениеВсем описанным изображениям Амитаюса свойственно следование иконографическому канону, характерные для стиля Дзанабазара. Физиогномика лиц и антропология фигур – округлые чистые овалы ликов, миндалевидные глаза, высокие носы с легкой горбинкой, легкие, неуловимые улыбки. У них одухотворенный, молодой лик без носогубных складок, крупные черты лица, выдающаяся урна в межбровье. Диадема с пятью звеньями удерживается на голове ободом с застежкой на затылке и завязкой с бантами возле ушей. Звенья диадемы с бантами, серьгами и колье создают сплошную защиту головы, шеи и плеч. Есть длинное жемчужное ожерелье до пояса и перекинутый через левое плечо пояс йогина (сакральный шнур посвященного). Предплечья, запястья и щиколотки украшены крупными браслетами с рельефными вставками. Одеяния облегают тело тончайшими нежными шелками, у будд прекрасное сложение – атлетический торс, широкий в плечах и тонкий в поясе, ровные ноги, эластичные суставы, чистая, нежная кожа. На плечах палантин-уттарасанга, сложенный узкой лентой, образует на спине подобие пелерины. Края юбки-антаравасаки задрапированы веером, гравированы простыми венчиками, кольцами, завитками. На бедрах пояс с гирляндой драгоценностей, в основе узора цветочный венчик и круглые розетки с бисерным обрамлением. Кисти рук маленькие, пухлые, с изящными пальцами. Иконография соответствует традиции Бари-лодзавы (≈1038– 1109), описание включено в иконографический свод «Садхана-сахасра» тибетского ученого Таранатхи, воплощением которого считается Дзанабазар. Хотя все произведения исполнены в строгом соответствии единой иконографии, ни одно из них не является повтором или копией, каждая скульптура обладает индивидуальными чертами и собственным характером. Как уже отмечалось при разборе других произведений мастера, Дзанабазар никогда не повторяет сам себя.
1 Сукхавати (санскр.: Sukhāvatī, тиб. bde ba can) – обитель блаженства, или Чистые земли, также иногда именуемые Западным раем для отличия от других райских локусов, расположенных в других сторонах света. Согласно махаянской традиции и буддийской космологии, Великие татхагаты, главы Пяти буддовых семейств, делят мандалу мироздания по сторонам света. Например, Будда Акшобхья, глава семейства Ваджра, обитает в Чистых землях Абхирати, расположенных на востоке, и т. д., но они менее известны широкой публике. 2 Н. А. Пупышев, сотрудник Центрального антирелигиозного музея, в апреле 1941 г. подготовил подробное описание модели Сукхавати, предметов и документов, реквизированных в 1932–1933 гг. Центральным Советом Союза воинствующих безбожников (ЦС СВБ). Было вывезено три вагона имущества Цугольского монастыря. Объем переданной в музей коллекции в 1939 г. составил около 5000 экспонатов [3, с. 269–295]. 3 Санскр.: abhiṣeka, пали: abhiseka – посвящение, инициация. Сараха (означает «выпускающий стрелу», «лучник»), или Сарахапада – индийский поэт-мистик, известный как совершенный, изначальный сиддха (ади-сиддха) – один из 84 буддийских махасиддхов Индии, иногда его называли «Великим брахманом». Годы жизни точно не известны, как и место рождения. По одним версиям, родился Сараха в III–II вв. до н. э., по другим – около VII–IX вв. Умер в Южной Индии, на священной горе Шри Парвата. Считается, что Сараха реализовал практику Амитаюса и передал ее своему ученику Нагарджуне. Среди лам Бурятии бытовала история о том, что Сараха в 20-е гг. XX в. посетил один из бурятских монастырей (возможно, речь шла о человеке, признанном его воплощением). 4 Ринжунг гьяца (тиб.: rin ‘byung brgya rtsa, полное название: yi dam rgya mtsho’i sgrub thabs rin chen ‘byung gnas) – объемный трактат в 483 листа, составленный Таранатхой, «Море садхан идамов, так называемый источник драгоценностей», сокращенное санскритское его название – «Садхана сахасра». Иконографический свод Таранатхи «Море садхан» имеет особое значение для культового искусства Ваджраяны, он создан на основе «Садхана самучайи», иконографического свода XII – начала XIII в. Позднее «Ринжунг гьяца» стал основой для трактата «Пятьсот бурханов» Панчен-ламы VII. Дзанабазар, несомненно, был знаком с этим произведением и своим творчеством воплощал образы, описанные Таранатхой, в скульптуре и живописи [6, c. 234]. 5 Бари-лодзава (тиб.: ba ri rin chen grags, ≈1038–1109) – Бари Ринчендаг, или Ратнакирти, один из выдающихся ритуалистов своего времени, специализировался на создании и переводе текстов садхан (тиб.: sgrub thabs, искусной реализации божеств), составитель иконографического свода «Садхана шатака» или «Бари дубтаб гьяца» (тиб.: ba ri sgrub thabs brgya rtsa). Второй настоятель тибетского монастыря Сакья, основанного в 1073 г. Кхон Кончог Гьялпо (тиб. ‘khon dkon mchog rgyal po, 1034–1102), после смерти которого стал наставником его сына, юного Сачен Кунга Ньингпо (sa chen kun dga’ snying рo, 1092–1158), первого из пяти великих мастеров – родоначальников школы Сакья. Он передал Первому Сакья-трезину учения Манджушри, многие сутры, около 200 частей крия-тантры, Ямантака, Гухъясамаджа-тантру, комментарии Нагарджуны и многие другие учения. Затем Бари-лодзава передал ему и трон монастыря [6, c. 225]. 6 Митра (XII–XIII вв.) – знаменитый индийский йогин, которому пришлось долго скрываться в Непале из-за мусульманских гонений на буддизм. Затем, в 1198– 1199 гг., его пригласил тибетским переводчиком Топу-Лодзава (1173–1225). Митра посетил монастырь Топу в Цанге и совершил передачу 108 традиций мандал, этот иконографический свод известен как «Митра гьяца» (тиб.: Mitra brgya rtsa) [6, c. 228]. 7 Ушниша – выпуклость на макушке как признак просветленных существ или одна из махапурушалакшан; трактуется как нарост на черепе, или как прическа будд. 8 Витторио Черутти (1881–1961) – итальянский дипломат, служил послом в Китае, России, Бразилии, Германии и Франции. После отставки в 1938 г. наследовал бизнес своего отца, став президентом Banca popolare di Novara. Скульптура Будды Амитаюса была продана на аукционе Cambi Casa d’Aste в Милане за 3 900 000,0 евро [https://www.cambiaste.com/uk/auction-0310/a-large-and-rare-gilt-bronze-figure-of-a-stand.asp]. Настоящее местонахождение нам неизвестно. 9 От итал.: mandorla – миндалина, или прабхамандала – ореол, сияние вокруг тела божества, переданное в виде овала или миндалины. Термин употребляется западными искусствоведами, работающими в сфере христианского и буддийского искусства. 10 Himalayan Art Resources // https://www.himalayanart.org/items/ (обращение от 15.03.2022). 11 Галерея искусства Азии Rossi & Rossi была основана в 1985 г. Анной Марией Росси (Anna Maria Rossi) и ее сыном Фабио Росси (Fabio Rossi). Владельцы галереи ведут дилерскую и выставочную деятельность, специализируясь на современном искусстве Азиатско-Тихоокеанского региона, объединяя собрания известных музеев и коллекционеров предметов искусства и антиквариата. Базируется галерея в Гонконге и Лондоне [https://www.rossirossi.com].
|
Bibliography: |
|
Благодарности: | The author expresses his gratitude for the cooperation the Choijin Lama Temple Museum, the Zanabazar Museum of Fine Arts and the Bogd Khan Palace Museum in Ulaanbaatar, the Erdene-Dzu Monastery Museum in Kharkhorin, Mongolia, the National Museum of the Republic of Buryatia in Ulan-Ude, the State Museum of the History of Religion and the State Hermitage Museum in St. Petersburg. |
For citations: | Сыртыпова С.-. Будда Амитаюс в творчестве Дзанабазара (1635-1723). Ориенталистика. 2022; т. 5, 2: 282-300 |