Аннотация
|
Персидская классическая поэзия (X–XV вв.) отличается высокой степенью канонизации своих фигур и приемов. На начальном этапе этого периода сформировался и был разработан целый ряд различных образов и мотивов, которые затем стали широко использоваться персоязычными поэтами и сохраняют свою актуальность вплоть до настоящего времени. В число каноничных образов входят и персонажи Корана. Малый размер бейта в совокупности с требованием классической поэтики к его семантической и грамматической завершенности привели к тому, что многие образы и мотивы сократились до одного слова — наиболее подходящим нам в данном случае представляется термин «слово-концепт», использованный Н.И. Пригариной. «Слова-концепты», таким образом, отсылая читателя к целому комплексу коннотаций, в различных контекстах могут иметь синонимичное значение. В данной статье рассматриваются три пары синонимов: это образы коранических пророков — Мусы и Исы, Йунуса и Йусуфа, Йакуба и Аййуба. Первых объединяет тематика пробуждения и оживления, реализуемая с помощью образов «белой руки» Мусы и живительного дыхания Исы. Истории Йунуса и Йусуфа обе включают освобождение из заточения (из чрева рыбы и из колодца), а также мотивы тоски по дому и разлуки с родными. Йакуб и Аййуб демонстрируют образец терпеливости в ниспосланных свыше невзгодах и упования на волю Бога. Кроме того, в статье показано, что не только семантическое сходство сближает данные образы, но также и фонетическое созвучие имен этих персонажей, которое позволяет поэтам использовать различные виды ритмико-синтаксического параллелизма.
|
Список литературы:
|
- ‘Aṭ ṭ ar. Dīvān. M. Darvīsh (ed.). Jāvīdān, 1359/1980–1981 (in Persian).
- Anvarī. Dīvān. Vol. 1. M. Raḍavi (ed.). Tihrān, 1337/1959 (in Persian).
- Ayoub M. ‘Isā and Jesus: Christ in Islamic Christology. Bearing the Word Prophecy in Biblical and Qur’ānic perspective. Ed. Michael Ipgrave. London: Church House Publishing, 2005.
- [Чалисова Н. Ю. «Собеседник влюбленных» о глазах и ресницах возлюбленных. У времени в плену: Памяти Сергея Сергеевича Цельникера. М.: Восточная литература, 2000. С. 387–405
- Чалисова Н. Ю. Персидская классическая поэтика о конвенциях описания феноменов красоты. Памятники литературной мысли Востока. М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 165–249.
- Chalisova N. Yu. Rhetorical Figures. Encyclopaedia Iranica. — Available from: URL: https://www.iranicaonline.org/articles/rhetorical-figures (accessed: 09 June 2023).
- Chalisova N. Yu. The Mystery of the White Hand: Šaraf al-Dīn Rāmī on the Art of Deciphering Poetry. Persica. 2001. Issue XVII, pp. 11–25.
- Dizfūliyān K., Ṣ uḥ rāyī Q. Āmīkhtagī-yi ḥ ikayāthā-yi Jamshīd va Sulaymān wa in‘ikās-i ān dar adabīyāt-i fārsī. Majalla-yi muṭāliʻāt-i irānī. 2011. № 11
- Fayḍ Kāshānī. Kulliyāt. M. Ṣ afir, M. Paymān (eds.) Tihrān, 1366/1987–1988 (in Persian).
- Jāmī. Dīvān. Vol. 1. A. Afṣ aḥ zād (ed.). Tihrān, 1378/1999 (in Persian).
- Khādjū Kirmānī. Dīvān. A. S. Khānsārī (ed.). Tihrān, 1369/1990–1991 (in Persian).
- Khāqānī Shirvānī. Dīvān. ‘A. ‘Abd al-Rasūlī. Saʻdat, 1316/1937–1938 (in Persian).
- Khāqānī Shirvānī. Dīvān. On: Ganjoor (online collection of Persian poetry). — Available from: URL: https://ganjoor.net/khaghani/divankh/tarjeeatkh/sh6 (accessed: 09 June 2023) (in Persian).
- King J. R. Jesus and Joseph in Rūmī’s Mathnawī’. The Muslim World. 1990. Issue LXXX, no. 2, pp. 81–95.
- Muḥ tasham Kāshānī. Haft dīvān. ʻA. Navāyī, M. Ṣ adrī (eds). Tihrān, 1380/2001 (in Persian).
- Naṣ īr Khūsrav. Dīvān. On: Ganjoor (online collection of Persian poetry). — Available from: URL: https://ganjoor.net/naserkhosro/divann/ghaside-naser/ sh152 (accessed: 09 June 2023) (in Persian).
- Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991.
- Пригарина Н. И. Образное содержание бейта в поэзии на персидском языке. Восточная поэтика. Специфика художественного образа. Отв. ред. П. А. Гринцер. М.: Наука; ГРВЛ, 1983. C. 89–108.
- Пригарина Н. И. Красота Йусуфа в зеркалах персидской поэзии и миниатюрной живописи. Мир поэта — мир поэзии. Отв. ред. А. А. Суворова М.: Институт востоковедения РАН, 2011. C. 191–229.
- Пригарина Н. И. Жизнь слова: мотив в персидской литературе. Труды Института востоковедения РАН. М.: ИВ РАН, 2017. C. 223–242.
- Рашид ад-Дин Ватват. Сады волшебства в тонкостях поэзии. Пер. с персидск., исслед. и коммент. Н. Ю. Чалисовой. (Памятники письменности Востока, LXXIV) М.: Наука, 1985.
- Рейснер М. Л. «Утверждение единобожия» (таухид) в персидской класси ческой литературе: от религиозного концепта к поэтической теме.Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. № 4. 2010. С. 3–16
- Рейснер М. Л. Царь Йима — Джам — Джамшид: от мифологического героя к литературному образу. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2020. Т. 12. Вып. 3. С. 348–367
- Рейснер М. Л. Чудеса как элемент беллетризации истории Йусуфа. Иранстика в Евразии: прошлое, настоящее, будущее. М.: РГГУ, 2018. С. 100–109.
- Рейснер М. Л. Кораническая история Йусуфа в персидской по этической классике X–XV веков (лирический мотив и романический сюжет). Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2014. № 4. С. 4–16
- Rūmī Jalāl al-Dīn. Kulliyāt-i Shams. 10 vols. Badī‘ al-Zamān Firūzānfar (ed.). Tihrān, 1378/1999–2000 (in Persian).
- Sanā’i. Dīvān. M. Radavi (ed.) Tihrān, 1362/1983 (in Persian).
- Sanā’i. Ḥ adīqat al-ḥ aqīqa wa sharī‘at al-ṭ arīqa (The Walled Garden of Truth and The Law of Path). Tihrān, 1382/1993–1994. (In Persian).
- Sayf Farghānī. Dīvān. 3 Vols. Dh. Ṣ afā (ed.). Tihrān, 1341–1344/1962–1965 (in Persian).
- Schimmel A. Jesus and Mary as Poetical Images in Rūmī’s Verse’. Christian-Muslim Encounters. Y. Y. Haddad and W. Z. Haddad (eds.). Gainesville: University of Florida Press, 1995, pp. 143–157.
- Шамс-и Кайс ар-Рази. Свод правил персидской поэзии (ал-Му‘джам фи ма‘айир аш‘ар ал-‘аджам). Исслед., пер. с перс. и коммент. H. Ю. Чалисовой. М.: Восточная литература, РАН, 1997. 470 с. (Памятники письменности Востока, CVI).
|