Статьи

К методологии исследования буддийского изобразительного искусства (на примере произведений Г. Дзанабазара)

english version

DOI https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-3-4-534-547
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Журнал
Раздел ИСТОРИЯ ВОСТОКА. Историография, источниковедение, методы исторического исследования
Страницы 534 - 547
Аннотация

В статье проводится сравнительный анализ разных подходов к изучению буддийской иконографии и предметов культового искусства: научного академического и традиционного буддийского. Рассматриваются их главные цели и задачи, понимание изобразительного художественного стиля в искусствоведении и буддийской традиции. Аргументируется возможность и необходимость использования разноплановых источников исследования, а вернее, комплексного и мультидисциплинарного принципа работы с культовыми образами будд, бодхисаттв и божеств для наиболее глубокого и адекватного их понимания, а также экспонирования в музейном или ином выставочном пространстве. Идеальной моделью для разработки подобной методики исследования, на взгляд автора, является творчество крупнейшего буддийского мастера Гомбодоржийн Дзанабазара (1635–1723), который сочетал в себе качества художника, высокообразованного буддийского адепта, духовного наставника, и правителя государства. Рассмотрены типы письменных и других вербальных источников, а также типы предметов, или визуальные источники, которые должны быть использованы для раскрытия темы художественного творчества буддистов. Также осуществляется попытка сформулировать наиболее актуальные задачи и перспективные направления для исследователей изобразительного искусства тибето-монгольского буддизма.

Ключевые слова:
Скачать PDF Скачать JATS
Список литературы:
  1. Батчулуун Л. Монг ол дархны урлаг. Боть 1, 2. Улаанбаатар: Admon, 2009. [Batchuluun L. Mongolian handicraft arts. Vol. 1. Ulaanbaatar: Admon, 2009] (in Mongolian).
  2. Ганевская Э. В. Бронзовая скульптура Монголии в собрании ГМИНВ. Искусство и культура Монголии Центральной Азии. Доклады и сообщения всесоюзной научной конференции. Ч. I. М.: Наука, 1983. C. 50–57.
  3. Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Т. Д. Пять семей будды. Металлическая скульптура северного буддизма IX–XIX вв. Из собрания ГМВ. М.: УРСС, 2004 (Калуга: ГУП Облиздат), 2004.
  4. Источник мудрецов. Тибетско-монгольский терминологический словарь буддизма. Подг. текста, пер. и примеч. Р. Е. Пубаева и Б. Д. Дандарона. Вып. 5. Улан-Удэ, БФ СО АН СССР; БИОН, 1968.
  5. Кореняко В. А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. Гос. музей искусства народов Востока. М.: Восточная литература, 2002.
  6. Мириманов В. Б. Истоки стиля. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 28). М.: РГГУ; ИВГИ, 1999.
  7. Мириманов В. Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М.: Согласие, 1997.
  8. Обитель милосердия: искусствотибетского буддизма. Каталог выставки. Авторы-cост.: Ю. И. Елихина, К. Ф. Самосюк; отв. ред. М. Б. Пиотровский. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2015.
  9. Сыртыпова С. Д. Искусство выколотки по металлу в Монголии: хөөмөл от средневековья до наших дней. Бюллетень Общества востоковедов РАН. № 21. Материалы VII международной конференции «Источники по средневековой истории кочевников Евразии». М.: 2014. С. 285–311.
  10. Сыртыпова С. Д. Внедрение эстетики монгольских кочевников в буддийское изобразительное искусство в эпоху Юань. Общество и государство в Китае. Ученые записки отдела Китая. Т. XLVII. Ч. 1. М.: ИВ РАН, 2017. С. 575–601.
  11. Сыртыпова С. Д. Татхагата будды Дзанабазара (Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи, Вайрочана). Ориенталистика. 2019а; 2(3): 591-612. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-3-591-612
  12. Сыртыпова С. Д. Будда Акшобхья в Монголии. Ориенталистика. 2019б;2(4):817–837. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-4-817-837
  13. Сыртыпова С.-Х. Д. Жизнь и творчество Г. Дзанабазара (1635–1723): вербальные и визуальные источники исследования. М.: ИВ РАН, 2021.
  14. Сыртыпова С. Д. Будда Амитаюс в творчестве Дзанабазара (1635–1723). Ориенталистика. 2022;5(2):282–300. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-2-282-300
  15. Фёдоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. М.: Искусство. 1976.
  16. 108 образов Будды. Исследование коллекции № 5942 из собрания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН. Авт.-сост. Е. В. Иванова, А. Ф. Дубровин, отв. ред. И. А. Алимов. СПб.: МАЭ РАН, 2014.
  17. Dagyab Loden Sh. Tibetan Religious Art. Wiesbaden: Harrassowitz, 1977.
  18. Jackson D. A. The history of Tibetan painting. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1996.
  19. Jing A. The Portraits of Khubilai Khan and Chabi by Anige (1245–1306): A Nepali Artist at the Yuan Court. Artibus Asiae. Vol. LIV. Issues 1–2. Zurich – Washington, 1994.
  20. Syrtypova S. D. Zanabazar’s Style of Buddhist Art. Ѳндѳр Гэгээн Занабазарын загвар хийц. Ulaanbaatar: Admon, 2019(in English & Mongolian).
  21. The Illusive Play: The Autobiography of the Fifth Dalai-Lama. Transl. from Tibetan by Samteng G. Karmay. Chicago: Serindia Publ., 2014.
  22. Tucci G. Tibetan painted scrolls. Rome: La Libreria dello Stato, 1949.
  23. Vitali R. Early Temples of Central Tibet. London: Serindia Publications, 1990.
  24. von Schroeder U. Buddhist Sculptures in Tibet. Vol. I: India & Nepal; Vol. II: Tibet & China. Hong Kong: Visual Dharma Publications, Ltd., 2001.
  25. Watt James C. Y. and Leidy Denise P. Defining Yongle: Imperial Art in Early Fifteenth Century China. New York: Metropolitan Museum of Art, 2005.
  26. Weldon D. Tibetan Sculptures Inspired by Earlier Foreign Sculptural Styles. The Tibet Journal. Vol. XXVII, No. 1–2, (Spring & Summer 2002), pp. 3–36, 29 figs.
Для цитирования: Сыртыпова С.-. К методологии исследования буддийского изобразительного искусства (на примере произведений Г. Дзанабазара). Ориенталистика. 2023; т. 6, 3-4: 534-547