Article

Peribsen and Lower Egypt

русская версия

DOI https://doi.org/10.31696/2618-7043-2020-3-5-1249-1258
Authors
Affiliation: Институт востоковедения РАН
senior researcher
Magazine
Sections HISTORY OF THE EAST. General history
Pages 1249 - 1258
Annotation

The article deals with some aspects of Peribsen’s policy. In author’s opinion this pharaoh of the Second dynasty possibly led military campaigns in Lower Egypt. This hypothesis can be maintained by the data of seal impressions, stone vessels and the steles from the Early Dynastic period. The author shows that Peribsen’s election of Seth as the god of royal power and replacement of traditional patron of Egyptian rulers Horus by him could be connected with disintegration of Egypt into two parts. The author shows that the toponyms %Tt and &,A-mHw in Peribsen’s monuments must be connected with Lower Egypt. The fact that place-names are connected with the tribute from Delta to Peribsen can prove that this ruler tried to conquer Lower Egypt. In the present study the comparative historical research is used.

Keywords:
Download PDF Download JATS
Article:

Введение

Одним из самых значительных и вместе с тем загадочных событий раннединастического периода египетской истории является правление царя II династии Перибсена. При нем происходит смена идеологического вектора царской власти и предпринимаются попытки нового объединения Египта, который к моменту воцарения Перибсена, вероятно, уже не являлся единым государством.

Материалы исследования

Перибсен известен только благодаря материалам, найденным в его гробнице в Абидосе. Это, прежде всего, оттиски печатей с его именем и надписи на каменных сосудах, большинство из которых были обнаружены при раскопках в Умм эль-Каабе (гробница P) – царском некрополе этого времени. В историографии до сих пор существует ряд дискуссионных вопросов, связанных с личностью и деятельностью этого царя. Важнейший из них – вопрос об усилении образа бога Сета в так называемом сетовом имени царя Перибсена (Pri-ib.sn) и вопрос об обосновании его власти в связи с культом Сета. В качестве чтимого бога Перибсен выдвинул Сета, что отразилось в смене царской титулатуры. С додинастического времени ее важнейшим компонентом было так называемое хóрово имя – самое древнее имя царя, которое писалось в серехе, т. е. прямоугольнике, на котором восседает сокол, символизировавший бога Хора. Оно свидетельствовало о природе царя как земном воплощении этого бога, являвшегося покровителем царской власти. Символизм сереха имеет религиозно-мифологические корни, поскольку подразумевает концепцию присутствия божества в правителе как основание его права на земное царствование. Новаторство Перибсена заключалось в смене привычного изображения над серехом сокола, традиционного для всех предыдущих царей, на зооморфное изображение бога Сета, ранее над серехами не встречавшегося.

Это исключительное событие тем не менее не шло вопреки религиозной традиции, сложившейся в египетском обществе на раннединастическом этапе. Оно было связано с восприятием Сета как древнего и достаточно сильного бога, покровительствующего, наряду с Хором, царской власти, на что указывает титулатура цариц времени I династии1. Речь идет о стеле 5863 царицы Сешемет-ка (%Smt-kA) и стеле 6433 безымянной царской жены, хранящихся в музее Восточного института в Чикаго [2, p. 82, tabl. 28], а также о стеле 15484 из Берлинского музея, которая предположительно принадлежит царице по имени Неферт (Nfr(t) [2, p. 100, tabl. 35]. Все три стелы I династии объединяют сходные титулы их владелиц, содержащие эпитеты mA(A.t) @rw a %tX, которые предположительно переводятся как «та, которая видит Хора» и «рука (?) Сета»2. Появление Сета в титулатуре цариц может рассматриваться как свидетельство того, что культ Сета к периоду I династии мог представлять определенную политическую силу, фактически равную Хору. Кроме того, по какой-то причине Перибсен, в отличие от ближайших предшественников, был похоронен на кладбище I династии в Абидосе, что может указывать на его связь с царским домом I династии3. Памятники же с его именем локализуются только в южной части страны [6, p. 89]. В связи с этим встает вопрос о том, насколько уверенно можно говорить о правлении Перибсена как о времени возможной децентрализации страны, вновь разделившейся на Верхний и Южный Египет.

Подсказка может содержаться в титулатуре царя. Форма имени Pri-ib.sn – «(тот, в ком) выходят сердца их» до сих пор не совсем ясна для понимания. Так, например, Ж. Сент-Фар Гарно полагал, что под местоимением-суффиксом 3-го лица мн. ч. -sn в имени Перибсена подразумеваются непосредственно Хор и Сет. Он отождествлял Перибсена и другого царя II династии – Сехемиба, считая, что последний, таким образом, добавил к уже наличествующему имени Хора имя Сета, в результате чего образовалась форма имени Pri-ib.sn(wy) [7, p. 317]. Вопрос тождества правителей II династии Сехемиба (%xm-ib) и Перибсена является одной из самых дискуссионных проблем истории раннединастического Египта4

Основным аргументом в пользу тождества Сехемиба и Перибсена является обнаружение печатей с именем %xm-ib pri-n-mAat («Сильный сердцем, выходящим для маат») в погребальном комплексе Перибсена, а также наличие в титулатуре обоих правителей двух одинаковых компонентов: слов ib – «сердце» и pr(i) – «выходить». Кроме того, отдельной гробницы Сехемиба до сих пор не найдено. Примечательно, что в титулатуре Сехемиба используется понятие маат (mAat), одно из традиционных значений которого – порядок, в том числе государственный. Используя это слово в своей титулатуре, Сехемиб, вероятно, стремился идеологически обосновать необходимость единства страны. Также в ходе недавних археологических раскопок в гробнице Перибсена в Умм эль-Каабе были обнаружены оттиски печатей с именами обоих царей, среди которых уникальным является оттиск, на которым наличествуют как серех Сехемиба, так и серех Перибсена [15, S. 57–65]. Это, насколько можно судить, единственный известный в раннединастическое время пример, когда на одном оттиске встречаются два разных царских сереха. По мнению издателей памятника, это может свидетельствовать в пользу того, что Перибсен и Сехемиб могли править одновременно или же, что Сехемиб был преемником Перибсена [15, S. 64]. Но по совокупности данных скорее следует говорить о тождестве Сехемиба и Перибсена. В пользу этого свидетельствует и особое внимание этих царей к Омбосу (Nbwt) – центру Нагады, являвшейся крупной политией раннединастического Египта.

Омбос традиционно считался культовым центром Сета, в котором он почитался, по крайней мере, уже в период I династии в правление царя Дена, на памятнике которого Сет предстает в качестве Сета Омбосского (nbwty) [16, S. 35, Abb. 1]. Другие возможные свидетельства о принадлежности Сета к Омбосу фиксируются в правление Сехемиба и Перибсена. На каменном сосуде Сехемиба помещено изображение антропоморфного божества с головой cетова животного, держащего скипетр-wAS и знакanx, а рядом с ним помещен эпитет nbwty – Омбосский [17, No. 278]. Это божество можно идентифицировать и как Сета, и как бога Аша, поскольку на памятниках Перибсена Сет в зооморфном облике изображается вместе с Ашем (AS/SA), в более позднее время являвшимся богом пустыни и оазисов. Об особом внимании Перибсена к Омбосу и о его попытках утвердиться в обеих частях страны свидетельствует надпись на печати, найденной в его гробнице в Абидосе [18, Tab. 95: 368]: «Печать вещей всех золотых. “Омбосский” (букв. “Златоградный”), передал он (дослов.: “сказал”) две земли для сына своего, царя Верхнего и Нижнего Египта Перибсена» (sDAt ixt nbt nb(w)t nbw(ty) Dd.n.f tAwy n zA.f nsw-bity Pri-ib.sn). Под эпитетом nbwty, здесь, несомненно, подразумевается бог, который являлся покровителем Перибсена.

Предположение о соответствии эпитета nbwty богу Сету косвенно подтверждается другими памятниками Перибсена, поскольку в качестве покровителя царя выступает именно Сет. Кроме того, правление Перибсена ознаменовалось каким-то знаковым событием, связанным с попыткой обоснования его политической власти с помощью новой идеологии, поскольку на двух памятниках Перибсена серех с написанием царского имени увенчан изображением Сета с солнечным диском над ним [18, Tab. 80: 302]. По-видимому, при Перибсене оформилась важнейшая религиозная веха, выразившаяся в совмещении образа Сета с образом солнечного божества, которое ассоциировалось с личностью царя. В связи со всем вышесказанным представляется правомерным говорить о том, что Перибсен мог отказаться от своего прежнего хорова имени «Сехемиб» и принять сетово имя «Перибсен», по причинам, не совсем нам понятным, но которые определенно были связаны с политическим разладом внутри страны. Возможно также, что имя Перибсена было образовано по образцу имени двух владычиц, которое звучало как nbty pri-ib.sn(y) – «Две владычицы, чьи сердца выходят» (возможный перевод – «возмущены») [19, S. 17]. Если эта гипотеза верна, то такая форма имени может являться метафорой борьбы внутри Египта, а сам Перибсен пытался объединить государство, которое, возможно, пребывало в состоянии гражданской войны.

О попытках утверждения власти Перибсена в Нижнем Египте может свидетельствовать эпитет, зафиксированный на оттиске его печати: ini %Tt – «обладатель / завоеватель (букв. “доставивший”) %Tt» [18, Tab. 77: 287]. Основная трудность заключается в толковании топонима %Tt применительно к раннединастическому периоду. Исследователи высказывали разные точки зрения относительно этого вопроса. Так, например, Г. те Вельде считал, что этим эпитетом Перибсен обозначается как «завоеватель Азии», что могло указывать, по его мнению, на более позднюю связь Сета с чужеземными или прилегающими к Египту территориями [20, p. 72, 110]. Однако принципиально в данном случае употребление в слове %Tt детерминатива города (O49). Это может показывать, что обозначение %Tt в раннединастическом периоде отнесено к городу или селению в Египте, а не к сиро палестинскому региону, как это засвидетельствовано в большинстве более поздних случаев. Следующее возможное упоминание %Tt фиксируется уже в период Древнего царства, в связи с титулом служащего Пехернефера (PHrnfr), владельца мастабы в Саккаре времени начала IV династии: Hm-nTr %tS xnty-Hwi %Trt [21, S. 79, No. 45] – «Жрец Сета, начальник военных действий (в) %Trt» (дослов.: «предстоящий побиванию %Trt»). Как видно, в данном случае топоним выписывается не как  %Tt, а как %Trt, со знаком r, что может объясняться как особенностями написания раннединастического периода, так и являться указанием на то, что подразумеваются два разных топонима [22, p. 295–299].

Г. Юнкер идентифицировал %Trt как город Сетрое на северо-востоке Дельты, известный как центр XIV нижнеегипетского нома в позднеримский период, полагая, что этот город мог стать культовым центром Сета в Дельте еще до правления Перибсена [21, S. 78]. При всей дискуссионности соотнесения %Trt с поздним Сетрое, можно тем не менее достаточно уверенно говорить, что под этим топонимом подразумевался центр в Дельте, а не сиро-палестинский регион. Подтверждением тому, что в рассмотренном выше памятнике Перибсена подразумевается Нижний Египет, а не чужеземный регион, может служить упоминание топонима %Tt в биографии Мечена − вельможи времени правления Снофру. В числе прочих своих титулов Мечен носил титул HqA pr S %Tt [23, S. 3] – «правитель дома “озера %Tt”»5. Государственная деятельность Мечена протекала в Дельте, поскольку все упоминаемые в его биографии топонимы локализуются в Нижнем Египте. В частности, после упоминания в тексте «озера %Tt» следует указание на то, что Мечен был правителем в имении «озера южного» (S rsy), которое локализуется в районе Файюмского оазиса. Возможно, S %Tt можно рассматривать как административный центр в северо-западной Дельте [25, S. 55].

В поддержку идентификации %Tt с городом или селением Нижнего Египта свидетельствует упоминание Дельты, дважды встречающееся на оттисках печатей Перибсена и до сих пор оставшееся без внимания исследователей: sDAt inw &A-mHw – «печать доставленного (в) Дельте» [18, Tab. 77: 289, 611]. Это важнейшее свидетельство, которое позволяет постулировать связь Перибсена с Нижним Египтом. Слово inw (букв. «принесенный», «то, что принесено») в данном случае может означать вероятную поставку дани или военных трофеев Перибсену, стремящемуся к установлению или закреплению своей власти в Дельте Египта.

Заключение и выводы

По совокупности данных можно заключить, что приход к власти Перибсена пришелся на период, когда Египет находился в политическом кризисе или в состоянии, близком к гражданской войне, поскольку Перибсен отказался от «хорова» имени (возможно, от имени «Сехемиб») и в качестве чтимого бога выдвинул Сета. Как уже указывалось ранее, сама идея борьбы в стране могла отразиться в форме имени Перибсена. Поскольку памятники Перибсена встречаются только на территории Верхнего Египта, можно предположить, что изначально его власть была ограничена именно этой частью страны. Но упоминание в памятниках Перибсена о поставках дани или завоеванных трофеев из Дельты (&A-mHw) может служить надежным указанием на то, что Перибсен стремился к завоеванию Нижнего Египта и, возможно, к объединению страны военным путем, которая к началу царствования Перибсена уже не представляла собой единого государства.

Это подтверждается последующими событиями политической истории Египта. Во время правления следующего после Перибсена царя – Хасехема (#ai-sxm – «(тот, кто) воссиял скипетром») – происходит признание равенства Хора и Сета как двух богов царской власти, поскольку Хасехем берет себе имя Хасехемуи (#ai-sxmwy – «(тот, кто) воссиял двумя скипетрами»). Его полное имя #ai-sxmwy Htp-nTrw im.f означает «(тот, кто) воссиял двумя скипетрами, в ком упокоились боги». Хор и Сет в качестве парных богов изображаются над серехом, но, возможно, иерархически Сет стоит ниже Хора, поскольку на некоторых памятниках он изображен только в красной короне, в то время как Хор – в объединенной короне двух земель Египта [18, Tab. 80, S. 303; Tab. 82, S. 310; Tab. 83, S. 314].

Тем не менее при Хасехемуи Хор и Сет впервые изображаются как парные соколы, символизирующие объединение страны: имя Хасехемуи выписывается с двумя соколами, которые обозначают Хора и Сета. Таким образом, именно Хасехемуи стал первым объединителем Египта после гражданских смут, начавшихся в период правления II династии. Но его деятельность нельзя рассматривать в отрыве от деятельности Перибсена, правление которого, по-видимому, стало важнейшей вехой не только в развитии царской идеологии, но и в объединении Северного и Южного Египта под эгидой культа бога Сета.

 

1. Подробнее о формировании и развитии культа бога Сета в раннединастическое время см.: [1].

2. О различных вариантах перевода данного титула см.: [3, p. 349, No. 1300], [4, p. 23–24, 30].

3. Эта догадка, помимо факта появления имени Сета в титулатуре цариц I династии, может быть подкреплена тем, что один из сосудов с именем Перибсена был обнаружен в гробнице царицы I династии Мернейт [5, tabl. IV; 7].

4. По этому вопросу см.: [8, p. 119–126], [9, p. 40–46], [10, p. 279–280], [11, p. 43], [12, p. 150], [13, p. 95], [14, S. 132], [6, p. 76–77].

5. В отечественной историографии S %Tt понимается как слитное слово и обозначается как «Шесечет» [24, с. 18]. Но, по мнению автора, S %Tt надо идентифицировать как топоним, состоящий из двух отдельных слов, что согласуется с чтением топонима, который упоминается в тексте далее – S rsy («озеро южное»).

Bibliography:
  1. Karlova K. F. O nekotorykh problemakh interpretatsii obraza boga Seta v rannedinasticheskom periode [On some problems on interpretation of the image of god Seth in the Early Dynastic Period]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya [Tomsk State University Journal of History] 2020;68, pp. 175-182 (In Russ.).
  2. Martin J. Th. Um el-Kaab VII. Private Stelae of the Early Dynastic Period from the Royal Cemetery at Abydos. Wiesbaden: Harrasowitz; 2011. 312 p.
  3. Jones D. An Index of Ancient Egyptian Titles, Epithets and Phrases of the Old Kingdom. Vol. I. Oxford: British Archaeological Reports Oxford Ltd.; 2000. 540 p.
  4. Callender W. G. In Hathor’s image I. The Wives and Mothers of Egyptian Kings from Dynasties I–VI. Prague: Czech Institute of Egyptology; 2011. 405 p.
  5. Petrie W. M. F. The Royal Tombs of the First Dynasty. Part I. London; Boston: The Egypt Exploration Fund; 1900. 51 p. + LXVII pl.
  6. Wilkinson T. A. H. Early Dynastic Egypt. London; New-York: Routledge; 1999. 373 p.
  7. Garnot J. S. F. Sur quelques noms royaux des seconde et troisième dynasties égyptiennes. Bulletin de l’Institute d’Égypt. 1956;37:317–328.
  8. Weill R. IIe et IIIe Dynastie. Paris: Ernest Leroux; 1908. 515 p. 9. Newberry P. E. The Set Rebellion of the IInd Dynasty. Ancient Egypt (and East). 1922;7:40–46.
  9. Černý J. La date de l’introduction du culte de Seth dans le le nord-est du Delta. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte. 1944;44:295–298.
  10. Lacau P., Lauer J. P. La Pyramide a Degrees IV. Inscriptions gravees sur les vases. Cairo: Institut français d'archéologie orientale; 1959. 20 p. + 32 pl.
  11. Gordon G. Études sur l'époque archaïque. Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale. 1958;57:143–155.
  12. Emery W. B. Archaic Egypt. Harmondsworth: Penguin Books Ltd.; 1961. 269 p.
  13. Helck W. Die Datierung der Gefäßaufschriften der Djoserpyramide. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 1979;106:120–132.
  14. Dreyer von N., Engel E.-M., Hartmann R., Köpp-Junk H., Meyrat P., Müller E., Regulski I. Umm el-Qaab. Nachuntersuchungen im frühzeitlichen Königsfriedhof 22./23./24. Vorbericht. Mitteilungen des Deutschen archäologischen Institutes. 2013; 69:17–71.
  15. Büma D., Morenz L. Zu Krönungsritualen aus der fhrüdynastischen Zeit Ägyptens. Göttinger Miszellen. 2019;258:33–43.
  16. Spencer A. J. Catalogue of Egyptian Antiquities in the British Museum V. Early Dynastic Objects. London: British Museum Publications; 1980. 110 p. + LXXX pl.
  17. Kaplony P. Die Inschriften der ägyptischen Frühzeit III. Wiesbaden: Harrassowitz; 1963. 154 Taf.
  18. Kahl J. Ra is My Lord. Searching for the Rise of the Sun God at the Dawn of Egyptian History. Wiesbaden: Harrassowitz; 2007. VIII, 81 p. + 4 pl.
  19. Te Velde H. Seth, God of Confusion. Leiden: E. J. Brill; 1967. 168 p. + XII pl.
  20. Junker H. PHrnfr. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 1939;75:63–84.
  21. Grdseloff B. Notes d'epigraphie archaique. Annales du Service des Antiquités de l’Égypte. 1944;44:279–306.
  22. Sethe K. Urkunden des Alten Reiches. I. Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung; 1933.
  23. Savel‘yeva T. N. Nadpisi Mechena avtobiograficheskogo kharaktera [Metjen’s autobiographical inscriptions]. Korostovtsev M. A., Katsnel‘son I. S., Kuzishchin V. I.
  24. (eds) Khrestomatiya po istorii Drevnego Vostoka. Chast’ I [Anthology on the history of the Ancient East. Part I]. Moscow: High School; 1980, pp. 17–19. (In Russ.)
  25. Goedicke H. Die Laufbahn des MTn. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo. 1966;21:1–71.
Благодарности: The article is published under the grant of the President of the Russian Federation for state support of young Russian scientists – candidates of sciences, No. MK-2320.2020.6. “The evolution of Seth’s cult as an example of a religious synthesis in the territory of Egypt and Western Asia in the second half of the II–I millennium BC”.
For citations: Карлова К.Ф. Перибсен и Нижний Египет. Ориенталистика. 2020; т. 3, 5: 1249-1258