Article

Architectonics of the Bhagavata-Purana

русская версия

DOI https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-1-150-158
Authors
Affiliation: Алтайский государственный аграрный университет; Алтайский государственный университет
Magazine
Sections PHILOSOPHY OF THE EAST. Philosophy of religion and religious studies
Pages 150 - 158
Annotation

Abstract: the article deals with the problem of the content structure of the BhagavataPurana, the most representative sacred text from the list of the main eighteen Puranas (the so-called “historical chronicles”) of classical Hinduism. Revealed ten-term composition of the Bhagavata, which are the characteristics of the so-called the mahapurana (“great purana”). Then, the variability of ideas about the location of these ten topics within the Bhagavata itself is considered on the example of the teachings of teachers in the Gaudiya tradition (Bengal Vaishnavism). The opposite positions of such representatives of the tradition as Jiva Goswami (XVI century) and Vishvanatha Chakravarti (XVII–XVIII century) find their synthetic expression in Prabhupada’s teaching (XX century), the latest representative of the school.

Keywords:
Download PDF Download JATS
Article:

Введение

«“Бхагавата” - одна из восемнадцати великих пуран; посвящена по преимуществу Вишну-Кришне и его аватарам. Была создана на юге Индии предположительно в IX-X вв. и явилась одним из произведений, обобщивших опыт так называемого южного бхакти... “Бхагавата” полу­чила широкое распространение в общинах североиндийских бхактов. Кришнаиты считают ее своим священным текстом» [1, с. 91].

Удивительным остается тот факт, что при изучении вишнуиз­ма-кришнаизма российские исследователи не обращают на “Бхагавату”, как, скажем, в случае с упанишадами и знаменитой «Бхагавад-гитой», достойного ее пристального внимания. И это несмотря на то что, по мне­нию корифеев отечественного востоковедения - В. И. Рудого и Е. П. Островской, основные положения «брахманистской религиозной идеологии, нашедшие свое отражение в философском символизме упа- нишад», представлены «в наиболее законченном виде в пуранической литературе... Прежде всего в классических источниках индуизма - “Вишну-пуране” и “Бхагавата-пуране”» [2, с. 16].

Методы исследования

В ходе работы были задействованы историко-сравнительный и историко-системный методы исследования, позволившие сопоста­вить несколько образцов герменевтической архитектоники «Бхагаватапураны», относящихся к различным историческим эпохам, а также системно выразить смысловой каркас изучаемого текста.

Композиция «Бхагавата-пураны»

«Бхагавата-пурана» («Божественная пурана»), или «ЩримадБхагаватам» («Прекрасный Бхагаватам»), включает двенадцать так называемых Песней (скандха – букв. «ветвь», «отдел»). Она со всем тщанием комментировалась многими учителями в различных вайшнавских (т.е. вишнуитских и кришнаитских) школах: Мадхва (XIII–XIV вв. – традиция брахма), Вирарагхава (XIV в. – традиция щри), Валлабха (XV–XVI вв. – традиция рудра), Щукадева (возможно, XVII в. – традиция кумара). Первым ее комментатором считается Щридхара Свами (примерно X–XI вв.), которого часто, но недостаточно убедительно причисляют к школе рудра. Похоже, он был, что называется, «свободным писателем», не принадлежащим к определенной школе.

Однако наибольшую популярность как совершенно уникальный коренной текст, «Бхагавата» приобрела именно в бенгальском вишнуиз­ме, т.е. гаудия-вайшнавизме. Данное исследование ограничивается рам­ками указанного религиозно-философского направления, основанного в начале XVI в. Щри Чайтаньей Махапрабху [1486-1534).

«Бхагавата-пурана» имеет достаточно пористую структуру, и поэто­му проблемы ее композиции волнуют ученых представителей гаудия- вайшнавской традиции уже не одно поколение. Среди них особенно выделяются: Джива Госвами [XVI в.), Вищванатха Чакраварти [XVII- XVIII вв.) и Прабхупада [1896-1977). О них и пойдет речь ниже.

Вся композиция «Бхагавата-пураны» строится вокруг десяти тем, заявленных в самом ее тексте [2.10.1):

«Благословенный Щука сказал: здесь [в “Щримад-Бхагаватам” опи­сываются]: 1) первичный этап сотворения вселенной [сарга) и 2) вто­ричный этап сотворения вселенной [висарга), 3) устройство космоса в статике [стханам), 4) покровительство, осуществляемое Господом [пошанам), 5) психологические импульсы [утайах), 6) смена династий Ману [манвантара), 7) повествования о Боге [ищанукатха), 8) свертыва­ние мироздания [ниродха), 9) освобождение из уз материи [мукти), 10) конечное прибежище [ащрайа)» [3, р. 391].

Однако «рыхлость» этих десяти тем как раз и является предметом неутихающих дискуссий.

Так, Вищванатха Чакраварти в своем толковании под названием «Сарартха-дарщини» [«Указатель сущностных значений») напрямую соотносит Третью и т.д. - вплоть до Двенадцатой Песни «Бхагавата- пураны» с каждой из обозначенных выше тем. Переводчик всего мону­ментального многотомного комментария Вищванатхи на английский язык - Брюс Эномото [Бхану Свами) в подстрочнике отмечает: «Начиная с Третьей по Двенадцатую Песнь, Вищванатха отождествляет каждую Песнь с одним из десяти топиков “Бхагаватам”» [4, р. 1].

Две же первые Песни становится возможным квалифицировать как соответственно вступления первого [от лица первого вступительного рас­сказчика - Суты) и второго [от лица основного рассказчика Щукадевы] порядка. Таким образом, список Вищванатхи Чакраварти предстает в сле­дующем виде:

  1. Сарга - Третья Песнь, ибо в ней действительно преобладает описание первичного творения, осуществляемого Самим Богом непосредственно.
  2. Висарга - Четвертая Песнь, в которой повествуется, как вторичный творец-демиург Брахма создает из уже произведенных Богом двадцати четырех элементов творения весь проявленный космос и заселяет его различными родами живых существ.
  3. Стханам - Пятая Песнь, так как именно в ней описывается устрой­ство мира в статике, и то, как Господь поддерживает его.
  4. Пошанам - Шестая Песнь, в которой показано, как Господь заботит­ся или защищает тех, кто предан Ему, на примере раскаявшегося грешни­ка Аджамилы, праведного бога Индры, святого демона Вритрасуры и т.п.
  5. Утайах - Седьмая Песнь, где демонстрируются различные явные и неявные желания живых существ, фактически являющиеся движущей силой творения. Позитивный психологический импульс олицетворяет святой принц Прахлада, а негативный - его отец-узурпатор Хираньякашипу.
  6. Манвантара - Восьмая Песнь, в которой последовательно названы и описаны с разной степенью подробностей четырнадцать Ману, родона­чальников человечества в различные эпохи одного дня Брахмы: шесть эпох Ману уже минуло, седьмая идет сейчас, семь еще предстоят.
  7. Ищанукатха - Девятая Песнь, главными персонажами которой являются такие могущественные воплощения [аватары) Господа, как Паращурама, Рама, а также их последователи. В конце Песни повествова­ние подводит читателя к Кришне.
  8. Ащрайа - Десятая Песнь, полностью посвященная рождению, дея­ниям и учению Кришны, summum bonum философии «Бхагаваты».
  9. Мукти - Одиннадцатая Песнь, в которой большое внимание уделе­но теме спасения живого существа из уз материи.
  10. Ниродха - Двенадцатая Песнь, описывающая четырехчастное раз­рушение мироздания и уход главных персонажей «Бхагаваты» с земного плана в духовную реальность.

Очевидно, что последовательность тем в таком выражении несколь­ко нарушена - восьмая и десятая темы поменялись местами. Это и неко­торые другие обстоятельства заставляли ряд ученых-богословов тради­ции гаудия смотреть на композицию «Бхагаваты» совсем иначе.

Анализ комментариев к «Бхагавата-пуране»

Один из виднейших представителей богословия и, пожалуй, круп­нейший экзегет среди гаудиев - Джива Госвами в своем основополагаю­щем труде «Таттва-сандарбха» [«Собрание истин») пишет: «Здесь десять тем, располагающиеся посреди Песней [скандх), не высказываются последовательно [йатха-крамам), друг за другом, ибо их [Песен-скандх] - двенадцать. Если сказать, что в связи с тем, что темы заявлены во Второй Песни, перечисление начинается с Третьей Песни и т.д., то не будет соблюдена единообразность [самавеща). Так, тема разрушения [нирод- ха) рассматривается в Десятой и других Песнях, но не в Восьмой [хотя она является восьмой темой по счету]. Подобным образом невозможно единообразно [самавеща) распределить и другие темы [лакшана) соглас­но конкретным Песням» [5, р. 158; 6, с. 92].

Далее по тексту Джива Госвами в подтверждение своих слов цитиру­ет первого комментатора «Бхагаваты» Щридхару Свами, согласно которому тема разрушения [ниродха) вполне может занять место ащрайи: «Как сказал Благословенный [Щридхара] Свами: “В Десятой Песни для того, чтобы широко распространить вечную славу Кришны, всесторонне описывается уничтожение [ниродха) зловредных держателей земли [т.е. царей], явившихся коренной причиной [нимитта) падения нравов [дхарма-глани)”» [5, р. 158; 6, с. 93].

Здесь интересно отметить, что если тема ниродхи, согласно Щридхаре Свами, появляется в Десятой Песни, то логичным будет предположить, что и тема ащрайи может занять свое место в контексте Двенадцатой Песни, в которой действительно описывается, как все мироздание, раз­рушаясь, погружается в свой изначальный источник, т.е. Бога, или конеч­ное прибежище [ащрайа). В таком случае правильный порядок десяти тем будет восстановлен.

Высказываниям Дживы Госвами даже в еще более резкой форме вто­рит знаменитый комментатор его труда [«Таттва-сандарбхи»), видней­ший богослов гаудиев Баладева Видьябхушана [XVIII в.): «Некоторые глупцы последовательно соотносят данные десять топиков, присущих пуранам, с Песнями, начиная с Третьей. Автор [т.е. Джива Госвами] опро­вергает этот взгляд. Это претит природе “Бхагаваты”, которая состоит из двенадцати Песен и 18 000 стихов [ибо получаются упущенными две Песни). Ведь так она будет неполной. Если же кто-либо заявляет, что Щукадева изложил только десять Песен, то Первая и Вторая не будут иметь никакой ценности» [5, р. 161].

Удивительно, но факт - очевидно признавая уместность взглядов Вищванатхи Чакраварти и Дживы Госвами, пожалуй, самый именитый проповедник учения гаудия-вайшнавизма за всю его историю - Прабхупада, принадлежащий уже XX в., предлагает совершенно новый оригинальный взгляд на архитектонику «Бхагавата-пураны». Важно подчеркнуть, что толкование Прабхупады предназначалось не только для искушенной индийской публики, а потому выполнено не на санскри­те, а на английском языке.

С одной стороны, во вступлении к Шестой Песни он пишет: «В “Щримад-Бхагаватам” обсуждаются десять тем. Три из них: первый этап творения, второй этап творения, а также устройство планетных систем - Щукадева Госвами уже раскрыл в Третьей, Четвертой и Пятой Песнях. И вот теперь, в Шестой Песни, состоящей из девятнадцати глав, он поведает о пошане - покровительстве, которое оказывает Господь» [7, с. 13]. Очевидно, что данное мнение целиком совпадает с точкой зре­ния Вищванатхи Чакраварти.

Однако при рассмотрении общего замысла комментария Прабхупады на «Бхагаватам» становится заметным, что данные им заглавия для пер­вых десяти Песен практически полностью покрываются наименования­ми десяти вышеуказанных тем «Бхагаваты». Таким образом, Прабхупада начинает нумерацию десяти тем прямо с Первой Песни и заканчивает ее на Десятой.

В подтверждение данной мысли можно привести еще одну цитату уже из предисловия Прабхупады к первой главе Второй Песни: «В Первой Песни “Щримад-Бхагаватам” описаны принципы, на которых основано творение, поэтому ее можно озаглавить “Творение”. Вторая Песнь рас­сказывает о вторичном космическом творении. Различные планетные системы описаны здесь как части вселенского тела Господа, поэтому Вторую Песнь можно озаглавить “Космическое проявление”» [8, с. 13].

Очевидно, что здесь подразумеваются темы сарги [первичного сотво­рения вселенной) и висарги [вторичного сотворения вселенной). Более того, перечисление десяти топиков, начиная именно с Первой Песни, позволяет не нарушать общей последовательности тем, меняя восьмую и десятую позиции местами, как мы видели в списке, предложенном Вищванатхой Чакраварти, и на что решительно указывал в своих штуди­ях Джива Госвами.

Отсюда следует, что архитектоника «Бхагаватам» у Прабхупады предстает в следующем систематическом виде, и далее здесь будет пред­ставлена возможная предварительная аргументация такого построения.

  1. Сарга[Creation) - Первая Песнь, в которой действительно периоди­чески появляется тема первичного творения [см., например, начало тре­тьей главы). Более того, Первая Песнь является «первичным творением» самого «Щримад-Бхагаватам», ибо представляет собой введение Суты - рассказчика первого порядка.
  2. Висарга[TheCosmicManifestation) - Вторая Песнь, где темы вторич­ного творения мира Брахмой, очевидно, затрагиваются в главах с пятой по десятую. К тому же Вторая Песнь является уже «вторичным творением» самого «Щримад-Бхагаватам», так как представляет собой введение Щукадевы - рассказчика второго порядка, излагающего основной текст.
  3. Стханам[TheStatusQuo) - Третья Песнь, в основном описываю­щая то, как было создано космическое мироздание, ныне пребывающее в статике.
  4. Пошанам[TheCreationoftheFourthOrder) - Четвертая Песнь, в контексте которой в качестве одного из самых знаменитых сюжетов выступает покровительство, оказанное Господом праведному царевичу Дхруве, а также другим персонажам.
  5. Утайах[TheCreativeImpetus) - Пятая Песнь, описывающая уровни мироздания, заселяемые в прямом соответствии с теми желаниями, или импульсами, что имеют внутри себя различные живые существа.
  6. Манвантара[PrescribedDutiesforMankind) - Шестая Песнь, кото­рая знаменует собой решительный переход повествования из первой манвантары в эпоху шестого Ману, прародителя человечества.
  7. Ищанукатха[TheScienceofGod) - Седьмая Песнь, содержащая зна­менитую историю об особом воплощении Господа - человеко-льве Нрисимхе и о преданном Ему принце Прахладе.
  8. Ниродха[WithdrawaloftheCosmicCreations) - Восьмая Песнь, опи­сывающая смены эпохи Ману, неизменно заканчивающиеся частичным уничтожением в виде опустошающего потопа [так считают Джива Госвами и Вищванатха Чакраварти, но не Щридхара Свами).
  9. Мукти[Liberation) - Девятая Песнь, в ходе которой преданные почитатели аватар Паращурамы, Рамы и т.д. стяжают освобождение из уз материального мира.
  10. Ащрайа[SummumBonum) - Десятая Песнь, которая, как уже упо­миналось, посвящена основному топику «Бхагаваты» - деяниям Кришны.

Данная классификация тем совершенно точно не является классиче­ской «разлиновкой» Песен «Бхагаватам», но в то же время именно она точно воплощает в себе ту последовательность, что заявлена в уже цити­ровавшемся выше пассаже самой «Бхагавата-пураны» [2.10.1).

Очевидно, что только английское название Четвертой Песни несколь­ко не соответствует нужной теме. Однако заселение мира династиями различных существ [главная тема Четвертой Песни), осуществляемое после стадий первичного и вторичного творения, а также этапа пребы­вания мироздания в статике, вполне может квалифицироваться как «творение четвертого порядка». Необходимо также отметить, что Прабхупада не успел прокомментировать Одиннадцатую и Двенадцатую Песни [его гений остановился на 13-й главе Десятой Песни), поэтому названия для них были даны уже не им, и они выражают общие темы: General History и The Age of Deterioration соответственно, чему есть опре­деленные основания.

Заключение

Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть наличие двух глав­ных моделей архитектоники «Бхагавата-пураны» в традиции гаудия- вайшнавов. Первая из них, предложенная в XVI в. Дживой Госвами, не усматривает соответствия между десятью темами «великой» пураны и десятью Песнями «Бхагаваты», с Третьей по Двенадцатую. Напротив, согласно ей, все десять тем «растворены» во всех Песнях «Щримад-Бхагаватам». Вторая, актуализированная Вищванатхой Чакраварти [XVII-XVIII вв.), устанавливает такое соответствие. Наконец, в герме­невтическом подходе Прабхупады [XX в.) смело сочетаются традицион­ность и в то же время оригинальность. С одной стороны, он следует мнению корифея вайшнавской экзегетики - Вищванатхи Чакраварти, увязывавшего темы с конкретными Песнями. Но, с другой стороны, по-видимому, памятуя о мнении других толковников в лице Дживы Госвами и Баладевы Видьябхушаны, предлагает свое уникальное стро­го последовательное прочтение композиции «Бхагавата-пураны». Согласно Прабхупаде нумерация десяти тем начинается с Первой Песни и соответственно заканчивается на Десятой.

Обсуждение

Статья прошла обсуждение на философском семинаре кафедры философии Алтайского государственного аграрного университета.

Bibliography:
  1. Albedil M. F., Dubyanskiy A. M. (ed.). Hinduism. Jainism. Sikhism. Dictionary. Moscow: Respublika; 1996. (In Russ.)
  2. Rudoi V. I. (ed.). Introduction to Buddhism. St Petersburg: Lan; 1999. (In Russ.)
  3. Bhaktivedanta Swami Prabhupada A. C. (transl.). Srimad Bhagavatam (with Sanskrit text). Bhaktivedanta Book Trust; 1982.
  4. Bhanu Swami H. H. (transl.). Srimad-Bhagavatam. Canto – III with the Sarartha-darsini Commentary of Visvanatha Cakravarti Thakkura. Translated by Chennai; 2009.
  5. Bhanu Swami H. H. (transl.). Tattva Sandarbha (with Sanskrit text) with Sarvasamvadini commentary by Jiva Goswami and commentary of Baladeva Vidyabhusana. Chennai; 2012.
  6. Srila Jiva Goswami. Tattva-sandarbha. Perm: Vrindavan Institute of Higher Education; 2001. (In Russ.)
  7. Bhaktivedanata Swami Prabhupada A. C. Srimad Bhagavatam. Sixth Canto – Part one. Moscow: Mozhaisk-Terra; 1999. (In Russ.)
  8. Bhaktivedanata Swami Prabhupada A. C. Srimad Bhagavatam: Second Canto. Moscow: The Bhaktivedanta Book Trust; 2009. (In Russ.)
For citations: Останин В.В. Архитектоника «Бхагавата-пураны». Ориенталистика. 2019; т. 2, 1: 150-158