Article

East-West mutual understanding -in the study focus

русская версия

DOI https://doi.org/10.31696/2618-7043-2018-1-2-139-142
Authors
Affiliation: Orientalistica; Институт востоковедения РАН
Affiliation: Институт востоковедения РАН
Magazine
Sections FROM THE EDITOR
Pages 139 - 142
Download PDF Download JATS
Article:

Специально к 200-летию одного из старейших академических учреж­дений Российской академии наук в рубрике, посвящённой юбилею Института востоковедения РАН (ИВ РАН), журнал «Orientalistica» начина­ет публикацию исторического очерка А. П. Базиянца «175 лет Институту востоковедения (1818-1993)», в котором на фоне подробного описания этапов становления института (его начало восходит к Азиатскому музею Академии наук) и превращения в важнейший научный центр раскрыва­ется его главная роль в самом зарождении и формировании востоковед­ной науки в России.

Предлагая читателю серию из двух публикаций (окончание последу­ет в следующем номере журнала), редакция отдаёт дань памяти Ашоту Падвакановичу Базиянцу (12.11.1919-16.04.1999), советскому и россий­скому историку и востоковеду, длительное время работавшему в Институте востоковедения - сначала Академии наук СССР, затем Российской академии наук, и 100-летие со дня рождения которого исполняется в 2019 году.

Трудно переоценить современное значение Института востокове­дения РАН, который в настоящее время играет центральную роль в раз­витии российской востоковедной полнопрофильной науки. Среди направлений его научных исследований - археология; древние и сред­невековые культуры Востока; история этносов, религиозных движе­ний, политических и экономических учений Нового и Новейшего вре­мени; памятники письменности и литературы народов Востока; совре­менные страны и народы, в том числе Поволжья, Сибири, Северного Кавказа и Закавказья, Центральной Азии.

Имея многочисленные соглашения о сотрудничестве с большин­ством российских институтов и университетов, а также с десятками зарубежных стран (Японии, Китая, Индии, Монголии, Таиланда, Вьетнама, Ирана, Турции, Египта, Йемена, ряда арабских государств), ИВ РАН явля­ется головным центром координации научной деятельности в России и в постсоветских государствах.

Обладая колоссальным наследием великих учёных прошлых поко­лений и кадрами высочайшего профессионального мастерства нынеш­него поколения, институт в состоянии решать самые сложные пробле­мы не только на теоретическом уровне, но и на практике, в том числе в политической сфере, как показал опыт участия академика РАН Виталия Наумкина в сегодняшних дипломатических баталиях вокруг стран Ближнего Востока, в частности Сирии.

В этом номере журнала опубликована статья доктора исторических наук, генерального директора Государственного музея искусства наро­дов Востока (партнёра журнала, предоставившего фотоиллюстрации для статей этого номера) и ведущего научного сотрудника ИВ РАН Александра Седова, подводящая итоги многолетней работе советских и российских археологов в Йемене, в которой принимали активное уча­стие сотрудники института.

Таким образом, ИВ РАН с полным правом нужно считать не только коллективным творцом знаний об истории, государствах и народах Востока; не только хранителем и «передающим механизмом» таких знаний; не только кузницей кадров для высших образовательных, ака­демических и дипломатических заведений; но и действенным созидателем современной науки, культуры, истории, дипломатии и междуна­родных отношений, объективно и правдиво преломляющем в совре­менном мире многотысячелетнее наследие.

В этом выпуске «Orientalistica» представляет статьи разных авторов и разных направлений, относящиеся к историческим, филологическим и философским наукам. Достаточно широк и охват стран и эпох. Одной же из главных тем номера, стало, пожалуй, религиоведение, причём в раз­личных аспектах.

Так, в статье доктора исторических наук, профессора, директора ИВ РАН Валерия Андросова речь идёт об одной из важнейших и сложнейших тантрических систем древней Индии. Как можно интерпретировать её сегодня? Этот вопрос служит предметом споров, и статья подробно разбирает их. Статья доктора философских наук, профессора Алексея Тимощука (Владимирский государственный университет) посвящена эстетике и богословию вишнуизма в творчестве Рупы Госвами, бенгаль­ского брамина XVI в.

Исламская философская и богословская традиция представлена публикацией нового комментированного перевода одного из классиче­ских трудов Ибн-Сины (Авиценны), выполненного доктором историче­ских наук, главным научным сотрудником ИВ РАН, профессором Тауфиком Ибрагимом в соавторстве с кандидатом философских наук Натальей Ефремовой (Институт философии РАН).

Особо стоит упомянуть статьи, посвящённые диалогу и взаимопо­ниманию различных религиозных традиций. В нашем мире, где рели­гия зачастую не только объединяет, но и разделяет людей, важно пони­мать, как представители различных религий видят друг друга, какие фильтры искажают их восприятие и как эти искажения могут быть преодолены.

Статья кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника ИВ РАН Динары Дубровской описывает, как европейский мир, условно говоря, начинает видеть Китай глазами иезуитов, отправившихся туда с миссией обращения китайцев в христианство. Ей созвучна статья док­тора филологических наук, профессора РАН, ведущего научного сотруд­ника ИВ РАН Андрея Десницкого, где разобран взгляд на классические восточные религии православного священника XX века Александра Меня. И в том, и в другом случае знакомство условного «Запада» с услов­ным «Востоком» состоялось при посредничестве христианских миссио­неров, в определённом смысле преуспевших в своём стремлении прине­сти на Восток западные идеи, - но для успеха этого предприятия они должны были объяснить Западу идеи восточные, пользуясь западной системой понятий.

Впрочем, номер нельзя считать исключительно религиоведческим. Изучение классических культур Востока невозможно без пристального внимания к их материальным элементам, не исключая самых непримет­ных, которые могут оказаться неожиданно интересными. Доктор исто­рических наук, ведущий научный сотрудник ИВ РАН Сурун-Ханда Сыртыпова показывает в своей работе, как условные и схематичные, на первый взгляд, шахматные фигуры могли отражать реальные историче­ские события у монгол XIII века.

В работе руководителя Отделапамятников письменности народов Востока ИВ РАН, кандидата исторических наук Владимира Настича, посвящённой редким денежным суррогатам рубежа XIX-XX веков из Мургабского имения в Туркменистане, показывается, какой нумизма­тический след оставил ещё один контакт западной культуры Нового времени (российской имперской государственности) и традиционного общества Востока, которое к тому времени ещё не подверглось модернизации.

Как было обещано в предисловии к первому номеру, журнал «Orientalistica» посвящён не только Востоку как таковому, но и пробле­ме взаимодействия и взаимопонимания разных культур, разных «Востоков» и «Западов», интересным и значимым явлениям, возникаю­щим на их границах. В особенности актуальны эти проблемы для России - страны, объединяющей различные народы, языки, культуры и религии.

For citations: Андросов В.П., Десницкий, А.С. В фокусе исследований - взаимопонимание Востока и Запада. Ориенталистика. 2018; т. 1, 2: 139-142