Orientalistica
Article
К вопросу о концепции таклид в поэзии Икбала: беззаветное преклонение или беззастенчивое подражание?
DOI | https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-2-290-305 |
Авторы | |
Журнал | |
Раздел | ФИЛОЛОГИЯ ВОСТОКА. Теория литературы |
Страницы | 290 - 305 |
Аннотация |
Мухаммад Икбал (1877–1938) был заметным деятелем мусульманской реформации в Индии своего времени. Стихи он писал на урду и персидском языках, философскую прозу — на английском. Наша статья посвящена тому редкому случаю в поэтической практике Икбала, когда богословский концепт таклид (taqlīd) — «имитация», «следование традиции», в поэтическом тексте радикально меняет свою коннотацию. В исламе имеется направление, противоположное таклиду — иджтихад (ijtihād), решение возникающих правовых проблем, не имевших прецедента. Термин иджтихад всегда упоминается Икбалом в одном и том же смысле, тогда как с понятием таклид ситуация иная. В начале творческого пути (1901–1905) поэт считал, что «лучше самоубийство, чем путь подражания (таклид)», однако, в его поэмах на персидском языке «Таинства личности» (Asrār-i Xudī, 1915), а затем «Иносказания о самоотречении» (Rumūz-i Bīxudī, 1918) таклид обретает позитивную коннотацию. Позиция Икбала отражена в его комментариях к английскому переводу Николсона: «Идея заключается в том, что таклид это также форма любви». Во второй поэме речь идет о формировании мусульманской нации. Глава 16 маснави называется: «В пояснение того, что в период упадка нации таклид лучше, чем иджтихад». Однако примеры положительного употребления мотива таклид составляют меньшую часть его статистики. Икбал-западник и модернист приходит к выводу о том, что проникновение западных идей, а также влияние Запада на все сферы жизни в Индии его времени таят в себе страшную опасность. При этом взгляд поэта устремляется к иджтихаду, который способствует прогрессивным переменам в жизни некоторых мусульманских стран. А. Шиммель в своем основном труде «Крыло Гавриила» (впервые опубликовано в 1963) не упоминает о позитивном характере таклида у Икбала. Между тем, как можно убедиться, концепт таклид, сохраняя свое значение «имитация, подражание, следование», меняет коннотацию в зависимости от поэтического дискурса. |
|
|
Скачать PDF Скачать JATS |