Article

Две уникальные кавказские монеты XIII века с несколькими оттисками штемпелей

русская версия

DOI https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-2-288-298
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения, РАН
старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения, РАН
научный сотрудник
Журнал
Раздел ИСТОРИЯ ВОСТОКА. Историография, источниковедение, методы исторического исследования
Страницы 288 - 298
Аннотация

В статье подробно рассматриваются в качестве исторического источника две уникальные медные монеты XIII в., отчеканенные в государстве Ширваншахов и в Аварском нуцальстве и несущие на себе несколько оттисков штемпелей. Прослежены истоки появления такого рода монет, известных ранее только в грузинской нумизматике. В русле событий, связанных с развитием «серебряного кризиса» на мусульманском Востоке в XI—XII вв., выявлена экономическая целесообразность их производства в качестве кратных номиналов.

Ключевые слова:
Скачать PDF Скачать JATS
Статья:

Начало XI в. ознаменовалось существенными изменениями в монет­ном деле мусульманского Востока, вызванными развитием так называе­мого «серебряного кризиса», охватившего Среднюю Азию, Иран, Армению, Закавказье и Верхнюю Месопотамию (Джазиру). Под этим довольно услов­ным, но историографически устоявшимся термином подразумевается процесс постепенного прекращения чеканки высокопробных серебряных дирхамов, на смену которым пришли биллонные монеты, а затем, доволь­но быстро, - монеты из меди. «Серебряный кризис» начался в первой половине XI в. и продлился вплоть до первых десятилетий XIII в., когда в 1210-1220-х гг. под влиянием монетного дела Сирии серебряная чеканка возобновилась - вначале в Джазире [1, p. 123, 132, 134], а позднее и в Грузии (в 1230 г.) [2, с. 107], и уже при монгольской администрации в Армении (в 1240 г.) [3, p. 7-8]. Полное же восстановление обращения монетного серебра в регионе относится ко второй половине XIII в.

Прекращение выпуска серебряных монет привело к изменению основной единицы монетной системы с серебряной на медную, что в свою очередь повлекло за собой и изменение названия основной единицы: термин «дирхам», обозначавший ранее серебряные монеты, был перенесен на медные. Со второй половины XII в. новая терминология
закрепляется в легендах медных монет, в том числе на Кавказе и в Азарбайджане. Так, медные монеты дербентского амира Музаффара б. Мухаммада (1136 – ок. 1170), датированные 555/1160 г., называются هما «дирхамы» [4, p. 261–262], а ардебильские монеты 575/1180 г., выпущенные Мухаммад Джахан Пехлеваном Элдигюзидом (1175–1186), названы انمر «дирхам» [5, c. 64–65].

Изменения, происходившие в монетном деле мусульманских госу­дарств, напрямую повлияли на сопредельную Грузию - медные монеты царицы Тамары (1184-1213), выпущенные с 1187 г., в своей легенде были названы т-точта вецхли [2, с. 91], т.е. «серебро» (иногда дублируясь в арабской легенде термином «дирхам») [6, p. 62]; а медные монеты ее сына, соправителя и преемника Георгия IV Лаши (1208-1223), названы по-персидски سم сим, что тоже означает «серебро» [2, с. 96]. Все эти гру­зинские монеты, несмотря на существующую в русскоязычной нумизма­тической литературе традицию уклонения от прямого перевода их названия, необходимо называть сребрениками, чему подтверждением служит и тот факт, что гр-цррот вецхли выступает, помимо прочего, пере­водом к евангельскому άργυρον «сребреник».

Процесс переноса названия с серебряного дирхама на медную моне­ту не был простым, так что правителям для убеждения населения прихо­дилось прибегать к религиозной риторике. Так, в начале 1180-х гг. арту- кидские амиры Кутб ад-Дин Элгази II (Мардин, 1176-1184) и Нур ад-Дин Мухаммад (Хисн Кайфа, 1174-1185) вынуждены были писать на своих монетах из меди هذا الدرم ملعون من يغيره «это дирхам; проклят тот, кто подде­лает его» (Э. Уилан [1, p. 88, 168] последнее слово неверно читает как «проверит»; благодарим В. Н. Настича за указание на эту неточ­ность). Однако чаще всего в это время название денежных единиц в выпускных данных монет попросту опускалось.

В течение XII и в начале XIII в. новые медные дирхемы насыщают эко­номики ближневосточных государств и автономных городов, находящихся в это время в стадии подъема производительных сил и увеличения числен­ности населения [5, с. 47]. Такое положение дел отразилось в археологиче­ски надежно фиксируемом огромном количестве медной монеты как в виде суммы разновременных находок единичных монет, так и в виде экстраординарных по объему кладов медных монет (весом вплоть до 50 кг), происходящих с территории Грузинского царства [2, с. 81, 92, 97], государств Ширваншахов, Элдигюзидов и Дербентского амирата [11, с. 85-86, 89]. Все это свидетельствует о благоприятных экономических усло­виях в локальных зонах обращения медных монет, сложившихся вслед за ослаблением власти сельджукских султанов, вызванным смертью Малик- шаха в 1092 г. и наступившей междоусобицей в Сельджукском государстве.

Рост объема чеканки медной монеты стал причиной появления уни­кального феномена в монетном деле Кавказа, известного до настоящей работы лишь по примерам из грузинской нумизматики. Речь идет о выпуске в период наивысшего подъема Грузинского царства, пришед­шегося на царствование царицы Тамары и Георгия IV Лаша, особой груп­пы монет, несущих на себе отпечатки от двух до четырех пар штемпелей (рис. 1, 2). Какого-либо специального названия для этой группы пока что не предложено, поэтому в дальнейшем в статье они будут называться «монетами с несколькими оттисками штемпелей».

 

Рис. 1. Грузинское царство, Тамара (1184-1213).

Двойной сребреник, без года выпуска (медь, вес неизвестен).

Источник: Zeno, режим доступа: https://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=166946

Fig. 1. Kingdom of Georgia. Tamara (1184-1213).

Double piece of silver, undated (copper, weight unknown).

Source: https://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=166946

 

 

Рис. 2. Грузинское царство, Георгий IV.

Двойной сребреник, 420 год груз. короникона /1210 г. (медь, 22,2 г).

Источник: Zeno, режим доступа: https://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=12210

Fig. 2. Kingdom of Georgia. Giorgi IV Double piece of silver, 420 Georgian k'oronikon /1210 AD (copper, 22.2g).

Source: https://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=12210

 

Этой группе монет присущ ряд обязательно выдерживавшихся харак­терных признаков: a) разнообразная, но всегда отличная от круглой форма монетной заготовки, b) одинаковое число штемпелей на обеих сторонах и c) почти всегда строгое распределение штемпелей по сторо­нам - штемпелями лицевой стороны чеканилась одна сторона монеты, а штемпелями оборотной стороны - другая. Выразительные фигуратив­ные формы их заготовок («подкова» или «полумесяц» с двумя ударами штемпелей, «наконечник знамени» или «рыба» с тремя ударами штемпе­лей и т.д.) привели к бытованию в среде нумизматов-коллекционеров множества «фольклорных» объяснений причин их появления. Однако совокупность выделенных признаков монет с несколькими оттисками штемпелей, во-первых, резко отграничивающая их от обычных монет с формой, близкой к круглой (признак a), а во-вторых, сочетание на них таких монетных признаков, как одинаковое число отпечатков штемпеля (признак b) и - за редким исключением - однозначное определение сто­рон монеты (признак c), на наш взгляд, указывает единственную рацио­нальную интерпретацию их как кратных номиналов по отношению к одинарным медным дирхамам. На существовавшую необходимость чеканки кратных номиналов медных дирхамов указывают как огромные объемы медной монеты, находившейся в это время на руках у населения (о чем свидетельствуют размеры вышеупомянутых кладов), так и отсут­ствие в обращении более дорогих монет из серебра или золота.

Грузинское царство в правление царицы Тамары существенно рас­ширило свою территорию, став крупнейшим и влиятельнейшим госу­дарством Закавказья. Наряду с политическим усилением Грузии немало­важным стало ее религиозное и культурное взаимодействие в эту эпоху с христианскими обществами Северного Кавказа, в первую очередь со стратегически важным Хунзахом (Аварское нуцальство), расположен­ным в центральной части Дагестана. Христианский правитель Аварии середины XIII в., Байар, даже выпускал монету с грузинской надписью - случай, уникальный в нумизматике стран, сопредельных с Грузией [14].

К кругу монет, эмитенты которых заимствовали из Грузии идею выпуска кратного медного номинала посредством оттиска нескольких пар штемпелей, относятся две недавно обнаруженные уникальные монеты, отчеканенные в сопредельных с ней регионах, - в государстве Ширваншахов (монета № 1) и в Аварском нуцальстве (монета № 2).

Монета № 1. Государство Ширваншахов, Фарибурз III б. Гершасп (ок. 1225-1243 или 1255), четырехкратный медный номинал, выпуск 1226-1242 гг. от имени халифа ал-Мустансира (рис. 3). Монета непра­вильной, «дугообразной» формы, изготовлена из медного сплава, вес - 24,78 г. Максимальная длина - 81 мм, максимальная ширина - 50 мм. В средней части заготовки отверстие (непролив) прямоугольной формы размером 4,5x7 мм.

На лицевой стороне монеты два отпечатка штемпелем лицевой сто­роны, один отпечаток штемпелем оборотной стороны, и еще один прак­тически не сохранился (возможно - оттиск штемпеля лицевой стороны). На оборотной стороне три отпечатка штемпелями оборотной стороны и один отпечаток штемпелем лицевой стороны. Хорошо известные оди­нарные монеты этого типа (рис. 4) несут на себе следующие легенды: на лицевой стороне - 

لا اله^الا الله

أمير المؤمنين

«нет божества кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха, ал-Му- стансир би-Ллах повелитель правоверных»; на оборотной стороне -

ألملك المعظم

علا الدنيا والدين زم( بن كر شاسب ناصر امير المؤمنين

«малик высочайший 'Ала ад-Дунйа ва-д-Дин Фарибурз сын Гершаспа, защитник повелителя правоверных» [15, с. 398, № 42; 16, с. 40; 4, p. 218-219, no. 33A; 5, c. 135].

Монета № 1 была найдена в Азарбайджане, обстоятельства ее наход­ки неизвестны. Изображение монеты было выставлено в 2017 г. в откры­тый интернет-источник.

Монеты Ширваншахов с несколькими отпечатками штемпелей на них ранее не были известны. Как и грузинские монеты с несколькими отпе­чатками штемпелей, ширванская монета некруглой формы [удовлетворя­ет признаку а), она несет на себе по четыре удара штемпелем по каждой стороне, однако однородность нанесения ударов [признаки b и с) наруше­на совмещением на каждой стороне оттисков штемпелей разных сторон.

 

Рис. 3. Государство Ширваншахов, Фарибурз III б. Гершасп. Четырехкратный номинал, выпуск 1226-1242 гг. с именем халифа ал-Мустансира (медь, 24,78 г). Источник: Фото из архива авторов

Fig. 3. Shirvanshahs. Fariburz III b. Gershasp. Quadruple denomination, struck in 1226-1242 with the name of caliph al-Mustansir (copper, 24.78 g). Source: archive of authors

 

 

Рис. 4. Государство Ширваншахов, Фарибурз III б. Гершасп. Одинарный номинал, выпуск 1226-1242 гг. с именем халифа ал-Мустансира (медь, 10,75 г).

Источник: Zeno, режим доступа: https://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=45143

Fig. 4. Shirvanshahs. Fariburz III b. Gershasp. Base denomination, struck in 1226-1242 with the name of caliph al-Mustansir (copper, 10.75 g).

Source: https://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=45143

 

Монета №2. Аварское нуцальство, нуцал Байар [середина XIII в.), двукратный медный номинал [рис. 5). Монета гантелевидной формы, изготовлена из медного сплава, вес - 9,24 г. Максимальная длина - 37 мм, диаметр большой окружности - 16 мм, диаметр малой окружности - 14 мм, ширина перемычки - 9 мм. В малой окружности пробито отвер­стие прямоугольной формы размером 2x4 мм.

На лицевой стороне дважды отпечатаны штемпели лицевой стороны, от которых видны только остатки круговой легенды , т.е. ) – «во имя Божье». На большой окружности сохранилась часть  Центральная часть штемпеля, на которой должна была быть буква «Б» в линейном ободке (инициал Байара), осталась не вырезанной.

На оборотной стороне дважды отпечатаны штемпели оборотной стороны, с грубо выполненной арабской надписью -

ملك

ييار بن

سراق

- «малик Байар сын Сурака, христианин». На большую окружность попал практически весь штемпель, а на малой прекрасно сохранилась нижняя часть штемпеля с последним словом легенды المسيحي - «хри­стианин».

Монета была найдена в 2014 г. при проведении археологических исследований в Дербенте во время охранных раскопок в восточной части Старого города [руководитель работ - А. И. Таймазов, место обнаружения: раскоп XXXI, участок 4, сооружение 6, определенное как остатки средневековой мечети) [17].

 

Рис. 5. Аварское нуцальство, Байар (сер. XIII в.).

Двойной номинал, без года выпуска (медь, вес 9,24 г). Источник: Фото Е. Ю. Гончарова

Fig. 5. Avar Nutsaldom. Bayar (mid-thirteenth century).

Double denomination, undated (copper, 9.24g). Source: Photo by E. Yu. Goncharov

 

 

Рис. 6. Аварское нуцальство, Байар (сер. XIII в.). Одинарный номинал, без года выпуска (медь, 4,5 г). Источник: Изображение заимствовано из [9, с. 288]

Fig. 6. Avar Nutsaldom. Bayar (mid-thirteenth century). Base denomination, undated (copper, 4.5 g). Source: The photo is borrowed from [9, p. 288]

 

Монеты Байара с несколькими отпечатками штемпелей на них также ранее не были известны. Как и грузинские монеты, монета Байара удов­летворяет всем трем признакам a-c для группы монет с несколькими отпечатками штемпелей.

Монеты Байара исключительно редки, поэтому каждый новый экзем­пляр и каждая новая находка обладают исключительной информацион­ной ценностью. Помимо того, что обнаруженная монета еще раз указыва­ет на тесную связь монетного дела, зарождавшегося в Аварии в середине XIII в., с грузинскими монетными традициями, обсуждаемый экземпляр любопытен еще в двух аспектах. Во-первых, он отражает некий промерточный этап монетного производства, когда были использованы штемпе­ли с еще не вырезанным центральным инициалом ч «Б». Во-вторых, бла­годаря этому экземпляру подтверждается чтение титула нуцала Байара: сохранившееся на оборотной стороне легенды последнее слово المحي «христианин» ранее только восстанавливалось, поскольку ни на одном из известных до сих пор восьми экземпляров, доступных к исследованию, оно не было полностью видно [14, c. 414–415] (см., например: pис. 6).

Отверстие на монете Байара имеет вторичное происхождение и может указывать на ее внеэкономическое употребление после выхода из монетного обращения.