Статьи

Зарубежная историография о джадидизме

русская версия

DOI https://doi.org/https://doi.org/10.31696/2618-7043-2024-7-1-09-26
Авторы
Аффилиация: Институт истории, археологии, этнографии ДФИЦ РАН
Аффилиация: Институт истории, археологии, этнографии ДФИЦ РАН
член редакционной коллегии
Журнал
Раздел ИСТОРИЯ ВОСТОКА. Отечественная история
Страницы 9 - 26
Аннотация Зарубежными учеными написано немало работ, посвященных истории реформаторства в мусульманских регионах Российской империи. Разные методы и подходы, работа с разными источниками определило и разные оценки этому движению. Здесь сложилось два направления: советологическое и ревизионистское. Они определили в исследованиях джадидизма определенную тематику: империя и мусульманское сопротивление, национализм, исламский дискурс, новометодная школа и сети знания, колониализм и модернизация. Согласно мнению зарубежных исследователей, было много разновидностей джадидизма в Российской империи, каждый со своими проблемами и спецификой. На самом деле, разные движущие силы, разное политическое и экономическое развитие регионов, равно как и разные степени влияния тех или иных идей объясняют специфичность идей мусульманского реформаторства в Поволжье, Крыму, Центральной Азии или на Кавказе. В изучении истории ислама в СССР можно выделить две противоположные точки зрения. Сторонник первой точки зрения Адиб Халид утверждает, что деятельность ранних советских джадидов впоследствии привела к секуляризации общества и изменению идентичности мусульман с исламской на национальную. Ислам в этих условиях был маргинализирован и не играл важной роли в культурной жизни мусульман. Представители второй – Девин ДеВиз и Паоло Сартори, напротив, считают самих джадидов маргинальными, утверждая, что ислам не был вытеснен советскими преобразованиями и продолжил свои традиции в обществе.
Ключевые слова:
Скачать JATS Скачать PDF