DOI
|
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-3-543-556
|
Авторы
|
Аффилиация: Академия наук Республики Татарстан
Аффилиация: Институт востоковедения РАН; Московский государственный лингвистический университет научный сотрудник
Аффилиация: Российский исламский институт
|
Журнал
|
|
Раздел
|
ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА. Философия религии и религиоведение. Исторические
|
Страницы
|
543 - 556
|
Аннотация
|
Авторы данной статьи дают оценку феномена восприятия религиозного реформизма и джадидизма в общественной мысли мусульман, населявших Волго-Уральский регион (Российская империя). Подход к этому явлению и его оценка разнятся в российской, советской и зарубежной историографии, что обусловлено неоднородностью самого предмета исследования. Отмечая, что в науке существуют различные взгляды на формирование этого явления, авторы статьи предлагают более сбалансированный подход к этому феномену. Этот подход отличается от популярного в историографии подхода, называемого «джадидоцентристским». Равным образом, они предлагают четко обозначать различие в терминах, таких, как «исламский дискурс», «религиозное возрождение» и непосредственно «джадидизм».
|
Ключевые слова:
|
|
|
Скачать PDF
Скачать JATS
|
Список литературы:
|
- Frank A. J. Islamic Historiography and "Bulghar" Identity among the Tatars and Bashkirs of Russia. Brill, Leiden-Boston-Koln; 1998. 232 p.
- Османова М. Н. Казань – центр мусульманского книгопечатания в Российской империи в ХIХ – начале ХХ века. Исламоведение. 2013;15(1):54–63. EDN PZZQGR.
- Тухватуллина Л. И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX - начало XX веков. Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. 206 с.
- Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). М.: Наука, 1982. 248 с.
- Мамиргов М. З. Книга исламских сект и вероучений. М.: телевидеокомпания «Исламский Мир», 2007. 470 с.
- Rızaeddin bin Fahreddin. Kalem ve kılıç üstadı şeyhülislâm ibn Teymiyye ve mücadelesi. Tatarca'dan hazırlayan: Ömer Hakan Özalp. İstanbul: Özgü Yayınları; 2013. 208 p. (In Turc.)
- Dudoignon S. Echoes to al-Manar among the Muslims of the Russian Empire. A preliminary research note on Riza al-Din b. Fakhr al-Din and Sura (1908–1918). Intellectuals in the Modern Islamic world. Transmission, transformation, communication. London-New York: Routledge; 2006. Pp. 85–116.
- Mardin S. The Genesis of Young Ottoman Thought: A Study in the Modernization of Turkish Political Ideas (Modern Intellectual and Political History of the Middle East). Syracuse: Syracuse University Press; 2000. 472 p.
- Фəхретдин Р. Тәрбияле бала: Беренче сыйныф шәкертләре өчен. Казан; 1889. 16 б. (На старотат.)
- Фəхретдин Р. Тәрбияле ана. Ачык ана телемездә язылмыштыр. «Гыйльме әхлак»тан 1 җөзъэ. Казан: Казан университеты матбагасы;1898. 16 б. (На старотат.)
- Фəхретдин Р. Тəрбияле хатын: Һәрбер өйдә һәрбер хатын кулында бу китапның бер данәсе булырга тиеш. Казан; 1899. 22 б. (На старотат.)
- Фəхретдин Р. Шəкертлек адабе. «Гыйльме әхлак»тан 5 җөзъэ. Казан; 1899. 47 б. (На старотат.)
- Ибрагимов Г. Mir’at. СПб. Типо-лит. И. Бораганского и К°; 1903. 16 p. (На тат.)
- Баруди Г. Сэвад хан: Мэгарифе исламиянец беренче киеэге. Казан: Университет басмаханэсе; 1891. 24 б. (На тат.)
- Хабутдинов А. Ю. От общины к нации: татары на пути от средневековья к Новому времени (конец XVIII - начало XX вв.). Казань: Татар. кн. изд-во; 2008. 214 с.
- Геллнер Э. Нации и национализм. Пер. с англ. Т. В. Бердиковой, М. К. Тюнькиной; Ред. и послесл. И. И. Крупника. М.: Прогресс; 1991. 319 с.
- Сабиров А. Г. Татарская философия: история, сущность и роль в духовном развитии татарского народа. Казанский (Приволжский) федеральный ун-т, Фил. в г. Елабуга; Елабуга: Изд-во фил. КФУ; 2012. 160 с.
- Юзеев А. Н. Татарское религиозное реформаторство (общее и особенное). Ислам в современном мире. 2015;11(2):25–34. https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-2-25-34
- Аршаруни А. М., Габидуллин Х. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М.: Безбожник; 1931. 138 с.
- Ислам в татарском мире: история и современность (материалы международного симпозиума, Казань 29 апреля – 1 мая 1996 г. Панорама-форум. Казань, 1997. № 1. С. 362–363.
- История Татарской АССР / [Ред. коллегия: Н. И. Воробьев, Х. Г. Гимади (отв. ред.) и др.] ; Акад. наук СССР. Казан. филиал. Ин-т языка, литературы и истории. Казань: Таткнигоиздат, Ред. полит. и ист. лит., 1955-1960. 2 т.; Т. 1: С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции; 1955. 550 с.
- Давлетшин Т. Д. Советский Татарстан: теория и практика ленинской национльной политики. Лондон–Мюнхен; 1974. 392 с.
- Lazzerini E. J. Ethnicity and the uses of history: The case of the Volga Tatars and Jadidism. Central Asian Survey. 1982;1(2–3):61–69. DOI: 10.1080/02634938208400396
- Валидов Дж. Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). Оксфорд; 1986. 215 с.
- Беннигсен А. Мусульмане в СССР. Париж; 1983. 89 с.
- Rorlich A.-A. The Volga Tatars: a profile in national resilience. Stanford; 1986. 288 p.
- Kanlidere A. Reform with in Islam: The Tajdid and Jadid Movement Among the Kazan Tatars (1809–1917). Conciliation or conflict? Istanbul: Eren Yayincilik; 1997. 199 p.
- Абдуллин Я. Г. Буржуазно-демократическое движение рубежа XIX–XX вв. и его идеологическое выражение – джадидизм. Общественная и философская мысль в Татарии начала XX в. M.: Наука; 1990. С. 16–28.
- Lazzerini E. Rethinking the advent of jadidism. Kazan Islamic review. 2015;(1):132–148. (In Russ.)
- Bennigsen A. Lemercier-Quelquejay Ch. Islam in the Soviet Union. London: Central Asian Research Center; 1967. 272 p.
- DeWeese D. It was a Dark and Stagnant Night (‘til the Jadids Brought the Light): Clichés, Biases, and False Dichotomies in the Intellectual History of Central Asia. Journal of the Economic and Social History of the Orient. 2016;59(1–2):37–92
|
Для цитирования:
|
Закиров А.А., Кашаф, Ш.Р., Мухаметшин, Р.М. Религиозный реформизм и джадидизм в Волго-Уральском регионе Российской империи (XIX – начало XX вв.). Ориенталистика. 2022; т. 5, 3: 543-556
|