Orientalistica
Статьи
«Звериный стиль» до фараонов: египетская додинастическая наскальная и ремесленная изобразительность как палеогеографический источник (возвращение к проблеме)
DOI | https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-3-493-538 |
Авторы | |
Журнал | |
Раздел | ИСТОРИЯ ВОСТОКА. Всеобщая история |
Страницы | 493 - 538 |
Аннотация |
Доисторические петроглифы крупных влаголюбивых и полуводных животных в вади египетской Восточной пустыни (слона, жирафа, гиппопотама, крокодила) рассматривались некоторыми учеными как одно из важнейших свидетельств влажности древних климатов Северной Африки. Сегодня в науке преобладают подходы, отрицающие реальность этой фауны и вкладывающие в ее наскальные изображения вдали от Нила разного рода символические смыслы. В контексте своей гипотезы об образовании в VII—IV тыс. до н. э. в Египте между Асиутом и Фаюмом огромного озера автор статьи возвращается к петроглифам Восточной пустыни как к палеогеографическому источнику для реконструкции климата и гидрологии водосбора египетского Нила в среднем голоцене. |
|
|
Скачать PDF Скачать JATS | |
Статья: |
Введение Гипотеза о «голоценовом море» в Среднем Египте - протяженном (до 200 км) озере, возможно, разлившемся на отрезке долины Главного Нила между Асиутом и Фаюмом в VII-IV тыс. до н. э. [1]; [2], - влечет за собой вопросы о конфигурации водосбора Великой реки в верхнем течении, в частности - о наличии у нее в указанный период постоянных или сезонных притоков. Известнейший из них, так называемый Желтый Нил длиной свыше 1200 км, стекавший по Вади Ховар с устьем между четвертыми и третьими порогами, отличался особенной полноводностью и иссяк лишь в историческую эпоху; в VI тыс. до н. э. на его берегах появилось скотоводческое население, занимавшееся также рыболовством и сбором моллюсков; в песках пересохшего русла археологами найдены кости крупных млекопитающих (гиппопотамов, жирафов) [3]; [4]; [5]; [6].
Рис. 1. Доисторические петроглифы в Вади Баррамийа Источник: Fig. 1. Prehistoric petroglyphs in the Wadi Barramiya Source: https://journals.openedition.org/aaa/docannexe/image/920/img-8.jpg
Эти рисунки часто рассматривались как бесспорный аргумент в обосновании восходящего еще к творчеству У М. Флиндерса Питри [12]; [13]; [14]; [15] тезиса о том, что во времена их создания в Вади Хаммамат и Вади Баррамийа имелись постоянные водотоки, хотя попытка школы «отца египетской археологии» развить теорию вторжения по ним в первобытную долину Нила некоей «новой расы» иноземных навигаторов-цивилизаторов потерпела концептуальную неудачу [16]. Предварительные соображения Пусть эти рисунки априори таят глубинное культовое, обрядово-магическое или иное «потустороннее» содержание, - его расшифровка едва ли имеет смысл в отрыве от реальной, реконструируемой естественно-научными методами палеодействительности. Специализировавшийся на наскальном искусстве немецкий египтолог П. Червичек, однако, отсекал от нее не только «экзотические» лодки древнейших петроглифов Восточной пустыни, но и типичную африканскую фауну первобытных «изохронологических горизонтов», аргументируя свою позицию тем, что в рассматриваемых художествах животный мир представлен выборочно, «лишь определенными видами, и игнорируются другие, также в больших количествах обитавшие в данном ареале». Примеры подобных «табу» в Верхнем Египте и Нубии - «овца, свинья, кошка среди домашних и грифстервятник, заяц, кобра, еж, даман и дикобраз среди диких животных», причем отбор не зависит от их практического значения для человека: «овца полностью, а коза почти полностью отсутствует, хотя обе играли выдающуюся роль в хозяйстве населения Ливийской пустыни и Египта с VI тыс. до н. э.; нет свиньи, утки и кошки, хотя они были одомашнены в Древнем Египте» [9]. Фауна восточноегипетских петроглифовФауна, отмечающая до 90% известных местонахождений, доминирует в древнейшей петроглифике центральной Восточной пустыни Египта, в «лабиринтах» Вади Хаммамат и Вади Баррамийа. Из приблизительно 4000 единичных наскальных рисунков, зафиксированных здесь разными исследователями, животные составляют 2245, что в 1,3 раза превосходит количество сопутствующих изображений людей и лодок вместе взятых (859 и 884 соответственно) [28]; [29]. Процентная доля изображений крупнейших полуводных и фитофагов, обнаруживаемых в этом художественном материале, минимальна: гиппопотама Hippopotamus amphibious - 1,3%, крокодила Crocodylus niloticus - 2,1%, слона Loxodonta Africana - 1,9%, жирафа Giraffa camelopardalis - 3,8%. Реже других - всего в 17 местах из почти 250, выделенных специалистами как обособленные «сайты» или композиции, - встречаются фигуры крокодилов, общим числом 47. Причем в их случае возможна путаница с гекконами, саламандрами и даже скорпионами из-за техники выбивания, в которой выполнено подавляющее большинство первобытно-египетских петроглифов. Им свойственно несовершенство в передаче мелких деталей, к тому же усугубленное многотысячелетней ветровой эрозией, что порой не позволяет с уверенностью отличить крокодила от ящерицы, ибекса от орикса и т.п. Редчайшим зверем рассматриваемого художественного ряда в абсолютных цифрах пока остается гиппопотам, чьи 30 изображений узнаваемы на 25 «сайтах». Слон имеет 43 петроглифа на 27 местонахождениях, жираф - 86 на 46. Для сравнения: рекорд по числу найденных отдельных рисунков в указанном районе принадлежит нубийскому горному козлу - ибексу Capra nubiana - 505 (22,5%) в 156 местах. Это неприхотливое животное, в отличие от вышеназванных, сохранилось в Восточной пустыне до наших дней [30], и можно смело утверждать, что древние художники запечатлевали его в здешних вади с натуры. Сомнения ученых в подобной «повседневной» наблюдательно-изобразительной практике в петроглифический дописьменный период касались, прежде всего, давно исчезнувших из Египта влаголюбивых видов фауны. Например, Ф. Ланкестер, представитель новейшего поколения исследователей древнеегипетских петроглифов, допускал ее в отношении слона и жирафа, но отрицал существование за пределами доисторической долины Нила гиппопотама и крокодила, прибегая в данном принципиальном вопросе к следующим доводам. Слон Африканский (саванный) слон, способный в поисках пищи и воды перемещаться на десятки и сотни километров, не нуждается для поддержания популяции в близости реки или постоянного водоема, особенно в условиях увлажнения климата, и при их благоприятствовании расселяется «на самой обширной территории»; таким образом, «в неолитическую эпоху» он был распространен «по всему Египту», а южнее Кены, возможно, обитал «до середины Старого царства (ок. 2600 г. до н.э.)». Именно поэтому очень похоже, что, «в отличие от гиппопотама», его наскальные рисунки в Восточной пустыне частью фиксируют действительно живших и кормившихся здесь в доисторические времена «великанов саванны» [31].
Рис. 2. Слон. Палетка 43 из малого Диосполя [33, pl. V] Fig. 2. Elephant. Palette 43 from Diospolis Parva [33, pl. V]
Рис. 3. Слоны. Ваза из погребения H97 в ал-Махасне Источник: Fig. 3. Elephants. Pottery vase from grave H97 at El Mahasna Source:
Рис. 4. Каменные вазы, декорированные головами слонят [14, pl. XLII] Fig. 4. Stone vases decorated with young elephants' heads [14, pl. XLII] Ориентировочно к концу протодинастического - началу архаического периода (0-I династии) относятся идентичные рельефы слонов, попирающих ногами какие- то «конические холмы», на обломке бивня из Иераконполя [36] (рис. 5) и на одной из трех колоссальных статуй «бога плодородия» (Мина?) из Коптоса [37]; [38] (рис. 6); эти «символические» образы явно перекликаются с лодочным штандартом в форме «крупного слона на горе с четырьмя вершинами» в предположительно поздне- герзейских петроглифах в Вади Магар к западу от Нагады (рис. 7) и на некоторых других синхронных памятниках Египта [19].
Рис. 5. «Слон на холмах». Резьба на бивне из Иераконполя [36;1, pl. XVI] Fig. 5. "An elephant, its feet resting on hills". Carving on a tusk from Hierakonpolis [36;1, pl. XVI]
Рис. 6. «Слон на холмах». Резьба на статуе «бога плодородия» из Коптоса [37, pl. III] Fig. 6. "An elephant, its feet resting on hills". Carving on the statue of a "fertility god" from Coptos [37, pl. III]
Fig. 7. A boat standard "Elephant on the Mountain". Petroglyphs in the Wadi Magar [19, fig. 18] Рис. 7. Лодочный штандарт «слон на горе». Петроглифы в Вади Магар [19, fig. 18]
Маленький, но весьма искусный петроглиф слона амратского или герзейского времени вырезан на иераконпольском местонахождении HK61 в «великом» Вади Абу Суфйан, из устья которого протогород спустился в долину Нила [39] (рис. 8). В «селище периода Нагада I-II на краю пустыни у Иераконполя» французский археолог Анри де Морган еще в 1912 г. откопал пока единственную в Египте доисторическую «свободностоящую» статуэтку слона (или слоненка), керамическую, грубой лепки, длиной 5,8 и высотой 4,5 см [40] (рис. 9), натолкнувшую исследователей на мысль, что, коль скоро это животное послужило моделью для «игрушки», оно в указанный период на Ниле представляло собой повседневное явление или даже было «в некотором отношении доместицировано» [41]; [42].
Рис. 8. Слон. Петроглиф в Вади Абу Суфйан Fig. 8. Elephant. Petroglyph in the Wadi Abu Suffian
Рис. 9. Глиняная статуэтка слона из Иераконполя [42] Fig. 9. Pottery model elephant from Hierakonpolis [42] Кости слонов найдены в неолитических слоях оазисов Фаюм близ Реки и Дахла в глубине Западной пустыни [43]; [44]; ср.: [45]. Раскопки «элитного» до- и раннединастического кладбища HK6 в Иераконполе обнаружили бережно и даже едва ли не с почестями захороненные останки двух слонов [46]; [47]; [48], однако нашедшие их археологи, вопреки расчетам Ф. Ланкестера и им подобным, утверждали, что животные были завезены или пригнаны сюда откуда-то с юга, «вероятно, из Судано-Сахельского пояса», ибо на момент погребения в конце неолитического амратского - начале энеолитического герзейского периода (в среднем около 3600 г. до н. э.) уже не встречались в ближайших окрестностях [49]; [50]. Доставка слонов в Египет из отдаленных южных (нубийских и прочих) краев известна и на других этапах древности: например, Птолемеи организовали целую промыслово-экспедиционную службу по отлову и транспортировке этих африканских «чудищ» для своих вооруженных сил, задействовав в перевозках-перекочевках порт Беренику на Красном море, караванные маршруты через водосбор Вади Баррамийа / Хаммамат и Коптос в качестве перевалочного пункта на Ниле [51]; [52]. На скале к востоку от храма Сети I в Вади Аббад / Канаис есть греческие письменно-изобразительные граффити, сообщающие, что некий Дорион вернулся невредимым с юга (?), где охотился на слона (судя по прилагающемуся рисунку, лесного) [53] (рис. 10).
Рис. 10. Греческие граффити в Вади Аббад / Канаис [53, pl. XXXI] Fig. 10. Greek graffiti in the Wadi Abbad/Kanais [53, pl. XXXI]
Как промежуточный вывод, восточноегипетская петроглифика древней фауны хронологически не обязательно должна строго определяться и разграничиваться среднеголоценовыми климатическими изменениями с генеральной тенденцией к аридизации региона после середины IV тыс. до н. э.; в частности, «изображения слона имеют значительный датировочный разброс», явно перекрывающий реальные сроки его расселения в Египте. Тем не менее, полагал Ф. Ланкестер, презентация «высокосоциальных» слонов в доисторических петроглифах восточных вади «одиночками» или «маленькими группами» объясняется «нехваткой влаги даже до наступления особо засушливой фазы около 3500 г. до н. э.», что к тому времени якобы уже проредило большие слоновьи стада, которые, «как можно ожидать», были бы достоверно воспроизведены первобытными художниками, если бы попадались им в действительности [31]. ЖирафАналогичную точку зрения ученый высказывал о «петроглифических» жирафах Восточной пустыни, максимально установленное количество которых в одном скоплении - местонахождении SAL-14, называемом «джакузи», в Вади Умм Салам - достигает девяти фигур (что, кстати, сопоставимо с численностью отдельного жирафьего стада [54]) (рис. 11).
Рис. 11. Жирафы. Петроглифы в Вади Умм Салам Fig. 11. Giraffes. Petroglyphs in the Wadi Umm Salam
Специалисты, анализируя технику выполнения, оттенки патинации, художественный стиль и общий контекст соответствующих рисунков, допускали, что не меньше четверти из 86 изображений этого животного в интересующих нас вади датируется позднейшими временами вплоть до Нового царства - греко-римского периода и представляет не обитателей Египта, а «диковинных» чужеземцев, прибывавших в страну из саванн южнее Сахары в виде товаров или даров каких-нибудь кушитов4. В свете подобных оценок, первобытное наскальное «поголовье» жирафов в бассейне Баррамийа / Хаммамат в восемь раз уступает таковому на территории древней Нубии, где археологами засвидетельствовано порядка 530 их доисторических (?) петроглифов [10]. Если, в первом приближении, безоговорочно ориентироваться на этот примечательный подсчет, усматривая в нем отражение реальной популяционной ситуации (хотя понятно, что с приумножением находок и вероятными передатировками уже имеющихся пропорция так или иначе изменится), то вроде бы налицо признак миграции крупных травоядных из египетских «полупустынь» на юг как раз на этапе создания данной петроглифической экспозиции, хронологически (с поправкой на палеоклиматологию голоцена [21]; [56]) - ближе к середине IV тыс. до н. э., или к завершению додинастического амратского периода (Нагада I, около 3800-3600 гг. до н. э.).
Рис. 12. Жираф. Ручка костяного гребня. Fig. 12. Giraffe. Ivory comb handIe.
Рис. 13. Жирафы. Роспись амратской крестолинейной керамики [32, pl. XXV] Fig. 13. Giraffes. Paintings on the amratian crosslined pottery [32, pl. XXV]
Рис. 14. Красный керамический ящичек из погребения а41 в ал-Амре [58, pl. XII] Fig. 14. Red pottery box from grave a41 at El Amrah [58, pl. XII]
Рис. 15. «Палетка двух псов» из Иераконполя Fig. 15. The "Two Dogs Palette" from Hierakonpolis
На местонахождении НК61 в Вади Абу Суфйан, рядом (и, по-видимому, примерно синхронно) со знакомым нам петроглифом слона на одной из сколотых плоскостей когда-то разбившегося надвое песчаникового валуна высечено великолепное изображение жирафа [55]; [61] (рис. 16); в том же вади, в неглубоком гроте на склоне холма у жилого комплекса HK11, обнаружены петроглифы безголовых (за исключением одного) жирафов, некоторые с веревками на шеях, возможно, амратского времени [62]. Это доисторическое художественное «изобилие» контрастирует с крайне редкими находками жирафьих костных останков на исследованных археологических памятниках, особенно в долине Нила; так, среди более чем 70 животных, захороненных на «элитном» иераконпольском кладбище HK6 (слонов, гиппопотамов, крокодилов, павианов, рогатого скота, собак, кошек и др.), к разочарованию ученых, нет ни одного жирафа [55]5, в условном согласии с вышеизложенным тезисом о его массовой поздненеолитической миграции в южные саванны. Поскольку жираф может неделями довольствоваться влагой из поедаемой растительности, совершая без воды марши в 50-300 км [63], постулировалось, что его среднеголоценовое «бегство» из Египта в Нубию, как и в случае со слоном, было критически обусловлено глобальным иссушением климата и дезертификацией Северной Африки, а также истребительной охотой аборигенов, но отнюдь не пересыханием каких-то остро необходимых ему водотоков или водоемов в покинутом восточноегипетском ареале, где в эпоху проливных неолитических дождей присутствие жирафов, увековеченное наскальными рисунками с натуры, «не вызывает удивления» [31].
Рис. 16. Жираф. Петроглиф в Вади Абу Суфйан Fig. 16. Giraffe. Petroglyph in the Wadi Abu Suffian Гиппопотам Совсем по-другому исследователи трактовали образ гиппопотама в древнейшей петроглифике Египта. Этот мощный стадный зверь, проводящий значительную часть жизни в воде, надолго в нее ныряя, и (за редчайшими исключениями [64]; [65]) не склонный к переходам на дальние дистанции, нуждается в непосредственном доступе хотя бы к небольшой реке или непересыхающему озеру с поросшими травой окрестностями, где бы он мог пастись и «жировать», выбираясь на берег [66]. Таких естественных условий для гиппопотама, по мнению Ф. Ланкестера, в Восточной пустыне решительно не могло существовать даже при всей влажности здешнего климата «до 3500 г. до н. э.». О постоянных дождевых водотоках в вади речь не идет априори, а разливы Нила не были настолько сильны, чтобы глубоко, на десятки километров, проникать в эти сухие разветвленные русла с нарастающим подъемом к Этбаю и поддерживать в них круглогодичные озера со стадами полуводных исполинов - гиппопотамов. Их изображения безошибочно узнаваемы среди египетских петроглифов фауны по «характерному объемистому туловищу и форме головы», однако этих животных, считает Ф. Ланкестер, первобытные художники могли видеть исключительно на Ниле [31].
Рис. 17. Гиппопотам. Петроглиф близ Вади Абу Суфйан [67] Fig. 17. Hippopotamus. Petroglyph near the Wadi Abu Suffian [67] На «элитном» кладбище HK6 в Иераконполе, использовавшемся на стадиях Нагада Ic–IIb и Нагада IIIa2–IIIc1 [68] (по версии авторов материала, около 3800-3650 и 3200-3000 гг. до н. э. соответственно) и уникальном своими захоронениями сразу нескольких видов диких животных [69] (датируемыми, по той же версии, скорее первым из двух указанных хронологических интервалов), есть могилы гиппопотамов: двух молодых (один в возрасте от полугода до года) и детеныша считаных дней от роду [70]; [71]; в кухонных остатках целого ряда понильских доисторических «городцов», включая Иераконполь (прежде всего его раннее святилище HK29A [72]; [73]), найдены кости взрослых гиппопотамов, свидетельствующие о развитой охоте на этих опасных зверей, которые в Нижнем Египте, особенно в Дельте, в додинастический период даже являлись важнейшей охотничьей добычей местного населения (возможно, в связи с необходимостью защищать от их нашествий возделанные поля [74]) [50]; [75]. Иераконпольскому «привилегированному могильнику» предшествует вырезанный из кости сосуд в форме гиппопотама из бадарийского группового погребения 3522 в Мостагедде [76] (рис. 18). Вероятно, синхронны ему амратские изображения гиппопотамов на внутренних и внешних поверхностях крестолинейных ваз и чаш (например, орнаменты из трех-четырех составляющих замкнутый круг животных) [14]; [32] (рис. 19); в виде сланцевых палеток и известняковых подвесок или кулонов, образцы которых представлены богатым погребением В101 в малом Диосполе (Абадийа) [33] (рис. 20); глиняных фигурок (игрушек?) из детского захоронения b163 в ал-Амре [58]6 (рис. 21); глиняных статуэток на плоских прямоугольных основаниях наподобие экспоната Acc. No. 48252 Бостонского музея изящных искусств [78] (рис. 22); наверший (ручек) костяных гребней и заколок для волос [14]; процарапанных отметок на керамике [12] и др. По оценке Э. Баумгартель, известной немецкой исследовательницы египетской додинастики, в период Нагада I на Ниле гиппопотам был наиболее часто изображаемым первобытными мастерами зверем [79]. Он отчетливо прорисован углем на одной из торцевых стенок позднеамратского или раннегерзейского красного керамического ящичка из могилы а41 ал-Амры [58] (рис. 14); сразу четыре реалистично вылепленные фигурки гиппопотамов украшают венчик амратской красной лощеной чаши (как бы шествуя по нему) из могилы Н29 некрополя ал-Махасны [35] (рис. 23). Герзейский период представлен «крупным керамическим гиппопотамом» из погребения R134 в Абадийа [33] (рис. 24); сохранилась «хвостовая» часть расписного сосуда в виде гиппопотама из ямы 3759 в Бадари, покрытая рисунками длинных (в человеческий рост) однозубцевых гарпунов, стоящих людей с такими же гарпунами и типичной «серповидной» многовесельной герзейской лодки [77] (рис. 25).
Рис. 18. Гиппопотам. Сосуд из слоновой кости из погребения 3522 в Мостагедде [76, pl. XXIV] Fig. 18. Hippopotamus. Ivory jar from grave 3522 at Mostagedda [76, pl. XXIV]
Рис. 19. Гиппопотамы. Орнаменты амратской крестолинейной керамики [14, pl. XVIII] Fig. 19. Hippos. Decorations of the amratian cross-lined pottery [14, pl. XVIII]
Рис. 20. Предметы из погребения В101 в малом Диосполе [33, pl. V] Fig. 20. Objects from grave B101 at Diospolis Parva [33, pl. V]
Рис. 21. Гиппопотам. Глиняная фигурка из погребения Ь163 в ал-Амре [58, pl. IX] Fig. 21. Hippopotamus. Clayfigure from grave b163 at El Amrah [58, pl. IX]
Рис. 22. Гиппопотам. Амратская глиняная статуэтка [78, fig. 1] Fig. 22. Hippopotamus. Amratian pottery statuette [78, fig. 1]
Рис. 23. Гиппопотамы. Чаша из погребения Н29 в ал-Махасне Fig. 23. Hippos. Bowl from grave H29 at El Mahasna
Рис. 24. Гиппопотам. Керамическая статуэтка из погребения R134 в Абадийа [33, pl. VI] Fig. 24. Hippopotamus. Pottery statuette from grave R134 at Abadiyeh [33, pl. VI]
Рис. 25. Фрагмент сосуда в виде гиппопотама из Бадари [77, pl. LIV] Fig. 25. Fragment of the "hippopotamus pot" from Badari [77, pl. LIV]
Весь этот археологический материал, безусловно, доказывает, что в древние времена гиппопотам был «одним из самых распространенных животных» [14] в долине египетского Нила, откуда он полностью исчез лишь в начале XIX в. [80]. Казалось бы, ничто не мешает рассматривать как натурную и его первобытную петроглифику в восточных вади, кроме априорного суждения Ф. Ланкестера о якобы никогда не отвечавших подобной возможности голоценовых гидрологических условиях в их водосборе. Того же мнения он стереотипно придерживался относительно имеющихся там же наскальных изображений крокодилов. Крокодил Крокодил, как и гиппопотам, относится к полуводным животным; он неотлучно привязан к рекам и водоемам всех видов, включая моря и океаны (гребнистый крокодил) [81], и если его петроглифы присутствуют в Восточной пустыне, то, по убеждению Ф. Ланкестера, это следствие тесных контактов или даже этнической общности здешних художников с населением долины Нила, откуда только и могли произойти сюжеты с гиппопотамами, крокодилами и лодками [11]. На кладбище HK6 в Иераконполе есть, по крайней мере, одно (амратское) захоронение крокодила, имевшего при жизни длину около 2 м и вес 30-40 кг, чьи сородичи «должны были водиться в додинастическом Верхнем Египте в больших количествах» [82]. В «мусорных ямах» древнейшего иераконпольского святилища НК29А периода Нагада IIa - I династии среди десятков тысяч костей разнообразных одомашненных и диких животных, а также крупных рыб с выделяющимся полутораметровым экземпляром нильского окуня, распознаны кости «необычайного множества» крокодилов, которых, вероятно, под сенью данного первобытного «храма» предки египтян приносили в жертву, а то и поедали в ходе каких-то священнодействий [83]; [84].
Рис. 26. Лодочные штандарты-крокодилы. Петроглифы в Вади Магар [19, fig. 21] Fig. 26. Boat crocodile-standards. Petroglyphs in the Wadi Magar [19, fig. 21]
Рис. 27. Герзейская (?) «косметическая» палетка в форме рыбы Источник: https://www.pinterest.ru/pin/505247651922421328/ Fig. 27. Gerzean (?) "cosmetic" fish-shaped palette
Специалисты подчеркивали, что эти два зверя - крокодил и гиппопотам - часто изображались на артефактах египетской додинастики «вместе». Типичные примеры - крестолинейный кубок «первой половины периода Нагада I», найденный Дж. Рейзнером в погребении 7129 додинастического могильника N7000 Нага ад-Дейр [89], расписанный снаружи по всей поверхности «сценой на Ниле» с четырьмя гиппопотамами, вид сбоку, и пятью крокодилами, вид сверху (Египетский музей в Каире, JE 88132) [90] (рис. 28), и его художественный аналог Acc. No. 12.182.14 из нью-йоркского Музея Метрополитен, уместивший в своем орнаменте на одного крокодила больше [91] (рис. 29); крестолинейная ваза того же времени из захоронения U-380 «элитного» додинастического некрополя в Абидосе (Умм ал-Кааб), на которой изображены четыре гиппопотама и пять крокодилов, группирующихся около длинного прямоугольного объекта с волнистыми ответвлениями, напоминающего реку или водоем с притоками [92] (рис. 30), и др. Исследователи связывали такое изобразительное сочетание на предметах первобытно-египетского ремесла и искусства с «водной средой обитания обоих животных» [78]7.
Рис. 28. Гиппопотамы и крокодилы. Роспись амратской крестолинейной керамики [78, fig. 7] Fig. 28. Hippos and crocodiles. Paintings on the amratian cross-lined pottery [78, fig. 7]
Рис. 29. Гиппопотамы и крокодилы. Роспись амратской крестолинейной керамики Источник: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/547274 Fig. 29. Hippos and crocodiles. Paintings on the amratian cross-lined pottery Source: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/547274
Рис. 30. Гиппопотамы и крокодилы. Ваза из погребения U-380 некрополя Умм ал-Кааб, Абидос [34, № 160] Fig. 30. Hippos and crocodiles. Cross-lined vase from grave U-380 at Umm el-Qaab, Abydos [34, № 160]
Мнимая пара Сразу замечу, что критерий, о котором говорилось выше, якобы выделения - с дальнейшим обожествлением - древнейшими египтянами пары крокодил - гиппопотам из остального животного мира не может быть принят ни как решающий, ни даже как рабочий. В произведениях доисторических художников-ремесленников эта пара животных отнюдь не всегда устойчиво выделяется и обособляется от прочей окружающей фауны. Например, на второй боковой стенке того же ящичка из ямы а41 в ал-Амре (см. рис. 14), согласно интерпретации целого ряда ученых, схематически набросана вереница жирафов. Эти животные могли довольствоваться иными, «неакватическими», условиями внешней среды, что отмечали, прежде всего, сами авторы обсуждаемых палеореконструкций египетского неолитического биоценоза и его отражения в додинастических изделиях и рисунках.
Рис. 31. Крокодилы. Ваза из погребения H97 в ал-Махасне Источник: https://www.britishmuseum.org/ research/collection_online/collection_object_ details.aspx?objectId=157933&partId=1&searc hText=49025&page=1 Fig. 31. Crocodiles. Pottery vase from grave H97 at El Mahasna Source: https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=157933&partId=1&searchText=49025&page=1
Рис. 32. Антилопа. Ваза из погребения H97 в ал-Махасне [35, pl. XIV] Fig. 32. Antelope. Pottery vase from grave H97 at El Mahasna [35, pl. XIV]
Рис. 33. Роспись крестолинейной миски из погребения U-264 некрополя Умм ал-Кааб, Абидос [97, fig. 5] Fig. 33. Paintings on the cross-lined bowl from grave U-264 at Umm el-Qaab, Abydos [97, fig. 5]
Иначе говоря, очевидно, что творчество художников дофараоновского Египта вовсе не подчинялось сверхзадаче подчеркнуто-наглядно отделить гиппопотама и крокодила от менее влаголюбивых (да и от всех прочих) животных, отнеся обоих полуводных к какой-то избранной звериной «касте», например, по признаку начавшейся или опережающей сакрализации. Об этом же свидетельствуют их захоронения параллельно с другими - как дикими, так и доместицированными - видами на кладбище HK6 и нахождения их костей среди разнородных фаунистических останков в отходах функционирования святилища HK29A в Иераконполе [50]; [84]. Основные соображения Рассмотренную спорную модель художественного сочетания / размежевания в орнаментах доисторических изделий из долины Нила определенных представителей непустынной фауны, якобы приоритетно связанного с отличительными характеристиками их нормальных биотопов, исследователь египетской петроглифики Т. Джадд развивал не более убедительным тезисом о том, что, в сравнении с ремесленной изобразительностью поречья, общие рисунки гиппопотамов и крокодилов на скалах в восточных вади встречаются очень редко, а значит, на «петроглифическом» хронологическом отрезке там не существовало пригодных для этих животных постоянных водоемов, где они могли бы обитать в непосредственном соседстве, как на Ниле, одинаково служа натурой местным художникам [10].
Рис. 34. Петроглифы местонахождения 18 в Вади Каш [8;1, pl. XIV] Fig. 34. Petroglyphs at site 18 in the Wadi Qash [8;1, pl. XIV]
Уже Х. Винклер, несмотря на свою непоколебимую приверженность теории вторжения в Египет через Восточную пустыню судоходной «династической расы», был склонен ассоциировать «все эти лодки», настолько многочисленные и скученные на пространстве палимпсеста, что порой «невозможно различить их отдельные очертания», с потусторонним миром, в частности с «культом мертвых». Рядом с некоторыми лодками высятся фигуры (женские?) с воздетыми над головой «специфическим жестом» руками. Аналогичные фигуры типичны для росписи герзейской декорированной керамики, где они также нередко предстают в лодках или около них; их жестикуляцию отождествляли с позой плясуний или плакальщиц, но, по априорному заключению Х. Винклера, это не танцевальное или скорбное телодвижение, а «молитвенный жест». Люди при лодках «о чем-то молятся», а «мы знаем благодаря памятникам династического Египта о роли лодки в заупокойном культе»; отсюда уже недалеко до вывода, что «персонажи с поднятыми руками в лодках или рядом с ними молятся об умерших».
Рис. 35. Гарпунированный гиппопотам. Петроглифы в Вади Наг ал-Бирка [19, fig. 8] Fig. 35. A harpooned hippo. PetrogIyphs in the Wadi Nag el-Birka [19, fig. 8]
«Очевидный символический смысл» данного охотничьего эпизода [96] не мешает заметить, что гиппопотам здесь высечен на скале не «дальних пределов» водосбора в десятках километров от Реки, а на «краю пустыни», додинастическая петроглифика которого, как теоретизируют специалисты, пользовалась «нилотизирующими» художественными образами и мотивами, отражая его «инкорпорирование» в набиравшее жизненную важность осваиваемое пространство «все более усложнявшихся культур нильской Долины» [19; ср.: 97]. Непосредственно на ее территории гиппопотаму и «борьбе» с ним уделялось не меньшее внимание, выражавшееся пусть не в петроглифах (хотя, возможно, таковые с прорисовкой соответствующих персонажей и атрибутов еще будут здесь найдены), но в достаточно многочисленных изделиях ремесла и искусства, параллельных наскальному творчеству «доисторических цивилизаций»8 основных верхнеегипетских вади.
Рис. 36. Гиппопотамы. Ваза из погребения U-415 некрополя Умм ал-Кааб, Абидос [97, fig. 8] Fig. 36. Hippos. Cross-lined vase from grave U-415 at Umm el-Qaab, Abydos [97, fig. 8]
Рис. 37. Гарпунирование гиппопотама с лодки. Амратская палетка [97, fig. 4] Fig. 37. Harpooning a hippopotamus from the boat. Amratian palette [97, fig. 4]
Но, пожалуй, самыми яркими и убедительными примерами того, что охота на гиппопотама изображалась в Долине и пустыне даже если и на разных «носителях» (ремесленно-бытовые предметы и дикие скалы), но стилистически и «информационно» совершенно одинаково, являются: а) экспонирующаяся в Эшмолеанском музее амратская красная лощеная (по системе Питри [33]; [57] сегодня классифицируется как крестолинейная [34]) чаша Acc. No. 1909.1026 из погребения B5 некрополя ал-Махасны, на внутренней поверхности которой нарисован «охотник с развевающимися на ветру волосами, в короткой набедренной повязке, пронзивший гарпуном стоящего в пруду гиппопотама»; рядом пасется детеныш, а «на другой стороне пруда» находится еще один гиппопотам-подранок с торчащей из головы стандартной гарпунной снастью9 [35] (рис. 38); б) практически в точности копирующий рисунки обеих жертв на чаше петроглиф гарпунированного гиппопотама в восточном Вади Мених (Баррамийа, по версии Т. Уилкинсона [59]), сколько-нибудь заметно отличающийся лишь «крапчатым» заполнением контуров животного по сравнению с волнисто-линейным орнаментом туш на сосуде [29] (рис. 39). Ф. Ланкестер придавал этому декоративному нюансу особую важность, пытаясь увязать его с вопросом относительной датировки первобытно-египетских петроглифов [31], однако ситуация может быть истолкована куда обыденнее: очевидно, что, при допустимости выбора, выдолбить беспорядочные точки на камне проще, чем высечь фигурные линии строго определенных направлений и пропорций.
Рис. 38. Охота на гиппопотамов. Чаша из погребения B5 в ал-Махасне [35, pl. XXVII] Fig. 38. Hunting for hippos. Pottery bowl from grave B5 at El Mahasna [35, pl. XXVII]
Рис. 39. Гарпунированные гиппопотамы [31, fig. 4.1] Fig. 39. Harpooned hippos [31, fig. 4.1] В целом «физическая» реконструкция и «культурологическая» интерпретация с выражением известных сомнений в сплошном реализме фауны дофараоновского Египта и изобразительных сцен с ее участием, если исходить единственно или преимущественно из материалов и объектов, на которых они представлены, выглядят спорно. В конце концов, додинастическое гончарное и иное ремесло, массово производившее вещественные «заготовки» для художественного промысла, ограничивалось протогородами на Ниле. В «пустыне» же в первую очередь скалы и их обломки служили упражнявшимся здесь мастерам рабочими поверхностями для увековечения как «фантастических» образов, так и картин окружающей действительности. Ибо абсурдно отрицать, что именно она со всеми своими естественными ландшафтами, климатическими условиями, растительностью и животным миром стояла за пестротой художественных изделий, орнаментов и сюжетов, характерных для археологических культур бассейна египетского Нила. Рис. 40. Нападение льва на крокодила. Петроглиф в Вади Умм Салам [31, fig. 4.7] Fig. 40. A lion attacks a crocodile. PetrogIyph in the Wadi Umm Salam [31, fig. 4.7] Рис. 41. Нападение крокодила на человека. Петроглиф в Вади Дахабийа [31, fig. 4.8] Fig. 41. A crocodile attacks a man. PetrogIyph in the Wadi Dahabiya [31, fig. 4.8] He требующий дополнительных доказательств избыток крокодилов на египетской доисторической Реке (сегодня они не водятся в густонаселенном поречье ниже водохранилища Насер) нашел отражение в очень развитой художественной теме охоты, где интересовавшие человека рептилии, «согласно росписям керамики той эпохи, могли быть гарпунированы или пойманы в сети» [82]. Например, на внутренней поверхности амратской крестолинейной чаши из некрополя U в Абидосе (Умм ал-Кааб), Acc. No. 11.1460 Бостонского музея изящных искусств нарисована пара ловцов, набрасывающих сеть на небольшого крокодила [32] (рис. 42). Внутри другой чаши того же класса и возраста, предположительно из Гебелейна, D 1183 Женевского музея искусства и истории, изображены два ползущих в разные стороны крокодила и словно охватывающая их заранее установленная промысловиками сеть [103] (рис. 43); почти окруженный сетью, изогнувшийся как бы в поисках спасения крокодил представлен на тождественной чаше из Абидоса, Acc. No. 1892.1045 Эшмолеанского музея [104] (рис. 44). В центре амратской крестолинейной овальной миски неизвестного происхождения, экспонат 15328 Музея египетской археологии Питри Университетского колледжа Лондона, нарисован крупный крокодил, слева от которого «пасутся» три гиппопотама цепочкой, а справа всю оставшуюся поверхность занимает орнамент «из пересекающихся под прямым углом линий», который Флиндерс Питри поначалу принял за речную рябь, но впоследствии интерпретировал как плетень-ловушку, контролируемую двумя охотниками [14]; [32]; [85] (рис. 45). Герзейский декорированный горшок из погребения 193 Нагады, Acc. No. 1895.579 в Эшмолеанском музее, расписан несколькими (не меньше восьми) силуэтами крокодилов, в одного из которых, выделяющегося увеличенными размерами, вонзились сразу четыре гарпуна, аналогичные орудиям на расписном сосуде в форме гиппопотама из могилы 3759 в Бадари [12]; [14]; [32] (рис. 46).
Рис. 42. Ловля крокодила сетью. Чаша из некрополя U в Абидосе (Умм ал-Кааб) Fig. 42.Netting a crocodile. Pottery bowl from cemetery U atAbydos (Umm el-Qaab)
Рис. 43. Ловля крокодилов сетью. Чаша из Гебелейна (?) [34, № 008] Fig. 43. Netting crocodiles. Pottery bowl from Gebelein (?) [34, № 008]
Рис. 44. Ловля крокодила сетью. Чаша из Абидоса [34, № 076] Fig. 44. Netting a crocodile. Pottery bowl from Abydos [34, № 076]
Рис. 45. Охота на крокодила. Амратская крестолинейная миска [14, pl. XVI] Fig. 45. Hunting for a crocodile. Amratian cross-Iined bowl [14, pl. XVI]
Рис. 46. Крокодилы. Расписной горшок из погребения 193 в Нагаде [12, pl. XXXV] Fig. 46. Crocodiles. Decorated vase from grave 193 at Nagada [12, pl. XXXV]
Рис. 47. Гарпунирование крокодила. Петроглиф в Вади Баррамийа [31, fig. 4.8] Fig. 47. Harpooning a crocodile. PetrogIyph in the Wadi Barramiya [31, fig. 4.8] Гарпунирование (по второй версии, удержание на аркане) крокодилов засвидетельствовано и в петроглифах Восточной пустыни. Помимо обсуждавшегося выше богатого 18-го панно Х. Винклера в Вади Хаммамат / Каш, еще и, например, на особенно впечатляющем своими художественными масштабами местоположении BAR-9 в Вади Баррамийа в 70-80 км от Нила. Там охотник и крокодил фигурируют посреди обширной наскальной композиции (“the big procession”, ET-A/WB 4 - по обозначению обнаружившего ее немецкого археолога Г. Фукса) [105]; [106] (рис. 47), демонстрирующей также разнообразных полорогих и сцены их травли «людьми с собаками и метательным оружием», а также множество весьма больших «прямоугольных» ладей, которые, по мнению Ф. Ланкестера, принимают самое непосредственное участие в «преследовании добычи» [107] (рис. 48).
Рис. 48. «Большая процессия» петроглифов в Вади Баррамийа [105, fig. 19] Fig. 48. The "Big procession" of petroglyphs in the Wadi Barramiya [105, fig. 19]
Французский египтолог Г. Граф зафиксировала, что 20 из 25 (80%) известных ей изображений крокодилов на додинастической крестолинейной и декорированной керамике приходится на крестолинейную, которая является одним из определяющих признаков амратской археологической культуры. «Таким образом, позволительно сказать, что крокодил представляет собой хороший маркер периода Нагада I, хотя иногда может встречаться и на артефактах Нагады II» [34]. Понятно, что подобные «датировочные» наблюдения с их далекой от полноты материально-источниковой базой и недостаточны, и неприменимы, да и не нужны для естественно-исторической реконструкции жизни крокодилов на древнем Ниле. Другое дело - проблема фауны окрестностей Реки, которые как раз на данном культурном рубеже, около середины IV тыс. до н. э., начали превращаться в пустыню. Нильскому крокодилу, водись он в те времена в восточных вади, несомненно, было бы здесь наиболее комфортно именно до этого природно-климатического перелома, в итоге неузнаваемо изменившего физический (в частности, гидрологический) облик Северной Африки. Заключение Судя по изобразительному материалу, произведенному доисторическими ремесленниками нильского поречья и «граверами» Восточной пустыни, влаголюбиво-полуводная фауна неолитического Египта запечатлевалась одинаково на изделиях и скалах, в петроглифах, росписях, орнаментах, мелкой пластике и т.п., повсеместно в пунктах проживания и промысла людей на Ниле и в его окрестностях, в любых сочетаниях и сценах. Соответственно, не исключена и даже достаточно велика вероятность того, что ее художественный ареал, охватывавший верхнеегипетскую долину с дальним проникновением во впадающие в нее вади, был объединен общим биотопом; объем же ее присутствия в оформлении бытовых предметов и территориальных «локаций», в немалой степени определяемый их сегодняшней археологической изученностью, где еще рано ставить поисково-исследовательскую точку, вряд ли может служить объективным научным критерием действительности ее обитания в той или иной части обозначенного регионального ландшафта. Сноски1. Неолит Египта датируется VI – серединой IV тыс. до н. э. (см.: [21]). 2. См. на примере пятнистых гиен-крокут в превосходной статье М. А. Чегодаева: [27]. 3. Археологическая хронология египетской додинастики (4500/4400–3200/3100 гг. до н. э.) подразделяет ее на этапы бадарийской, амратской (Нагада I) и герзейской (Нагада II) культур, за которыми следуют протодинастический (Нагада III, «нулевые» династии) и раннединастический (архаический, I–II/III династии) периоды. 4. В этом контексте особенно актуальна редчайшая находка фрагмента черепа жирафа из раскопок резиденции новоегипетских фараонов в Кантире (Пер-Рамсес) на востоке Дельты: «Скорее всего, животное было привезено с юга и пополнило царский зверинец или охотничий парк Рамессидов» [55]. 5. “All we need now is a giraffe!” [48]. 6. Для сравнения: в могиле «шестилетнего ребенка» одного из раннедодинастических кладбищ Бадари (яма 5740) была найдена вырезанная из кости маленькая голова гиппопотама с отверстием (амулет?) [77]. 7. «Люди знали Нил по гиппопотаму и крокодилу» [12]; «значительную часть долины Нила занимали болота… в низинах было мало пригодной для жизни людей земли. Гиппопотамы и крокодилы водились в изобилии» [77] и т.п. 8. Термин Х. Винклера [8]. 9. «Обычный способ охоты на гиппопотама заключался в том, чтобы прежде всего проткнуть ему рыло, лишив возможности погрузиться в воду» [31] (не берусь судить о справедливости этого тезиса). 10. Автор, очевидно, подразумевает способность крокодилов пережидать засушливое время года, зарывшись в ил на дне пересыхающих озер и рек [102], тем самым еще раз подчеркивая свое неприятие идеи о наличии в восточных вади неолитического Верхнего Египта постоянных нильских притоков. 11. «На языке туарегов это название означает “речное плато”» [22]. |
Список литературы: |
|
Для цитирования: | Прусаков Д.Б. «Звериный стиль» до фараонов: египетская додинастическая наскальная и ремесленная изобразительность как палеогеографический источник (возвращение к проблеме). Ориенталистика. 2019; т. 2, 3: 493-538 |