DOI
|
https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-5-986-1000
|
Авторы
|
Аффилиация: Институт востоковедения РАН;
Российский государственный гуманитарный университет
|
Журнал
|
|
Раздел
|
ФИЛОЛОГИЯ ВОСТОКА. Литературы народов мира
|
Страницы
|
986 - 1000
|
Аннотация
|
Апелляция к Богу открывает более 60 посланий в «Шах-наме» Фирдоуси (X–XI вв.). Она входит в формальную рамку письма наряду с благопожеланиями, приветствием и др. В части посланий наличие такой апелляции просто упоминается, в части — приводится полный текст размером до 16 полустиший. В апелляциях могут упоминаться действия Бога по отношению к отправителю или адресату, человечеству в целом, миру, свойства Бога и его власть над миром. Далее апелляция может перейти в выражение благодарности за все дарованное, в другую часть формальной рамки — чаще всего в благопожелание, или же в основную часть письма. Характер и длина апелляций к Богу выделяют их на фоне других частей формальной рамки, поскольку это единственная часть, которая заметно отступает как от сасанидской, так и арабо-персидской эпистолярной традиции. В статье рассматриваются способы ввода апелляций к Богу в текст поэмы, основная тематика таких апелляций и используемых в них эпитетов, а также роль апелляций к Богу в формальной рамке писем и в «Шах-наме» в целом.
|
Ключевые слова:
|
|
|
Скачать PDF
Скачать JATS
|
Список литературы:
|
- Лахути Л. Г. Национальный иранский эпос между суфийской традицией и доисламским прошлым Ирана. Письменные памятники Востока: Проблемы перевода и интерпретации. Избранные доклады. Материалы I–V ежегодных конференций Института востоковедения РАН, 2011–2015 гг. М.: ИВ РАН, 2017. С. 103–116.
- Лахути С. В. Формальная рамка писем в «Шах-наме»: между персидской доисламской и арабо-персидской традициями. Вестник РГГУ. Сер. «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2015. № 8. C. 30–43.
- Лахути С. В. Крепкое тело и бодрый дух или удар мечом: чего пожелать высокородному адресату? (на материале писем из «Шах-наме» А. Фирдоуси). Труды Института востоковедения РАН. Вып. 32: Текстология и источниковедение Востока: Проблемы перевода и интерпретации. Избранные доклады. М.: ИВ РАН, 2022. С. 111–134.
- Пиотровский М. Б. Ал-Асма' ал-хусна. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.
- Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт востоковедения. М.: Наука, 1970. (На перс.).
- Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт востоковедения. М.: Наука, 1971 (На перс.).
- Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт народов Азии. М.: Наука, 1960. (На перс.).
- Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт народов Азии. М.: Наука, 1962. (На перс.).
- Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт народов Азии. М.: Наука, 1965(1). (На перс.).
- Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт народов Азии. М.: Наука, 1965(2). (На перс.).
- Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт народов Азии. М.: Наука, 1967(1). (На перс.).
- Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт народов Азии. М.: Наука, 1967(2). (На перс.).
- Фирдоусӣ . Шах-наме. Критический текст. АН СССР Институт народов Азии. М.: Наука, 1968. (На перс.).
- Dihxudā A. A. Luġat-nāma (čāp-i avval az dawra-yi jadīd). Jild-i 1–14. Tehran: Tiehran University Publications, 1372/1993. Электронный ресурс: URL: www.parsi.wiki (accessed: 20 October 2022) (in Persian).
- Rajabzadeh H. CORRESPONDENCE iii. Forms of opening and closing, address, and signature. Encyclopaedia Iranica. Электронный ресурс: URL: http://www.iranicaonline.org/articles/correspondence-iii (accessed: 13 October 2023).
- Weber D. Ostraca, Papyri und Pergamente. Textband. Corpus Inscriptionum Iranicarum. Part III: Pahlavi Inscriptions, vol. IV/V: Ostraca and Papyri. Texts, vol. 1. London, 1992.
- Zaehner R. C. Nāmak-nipēsišnīh. Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1937. No. 9, pp. 93–109.
|
Для цитирования:
|
Лахути С.Ф. Апелляции к Богу в формальной рамке писем из «Шах-наме» Абулькасима Фирдоуси. Ориенталистика. 2023; т. 6, 5: 986-1000
|