Аннотация
|
Статья продолжает начатое в данном журнале (2021, № 4) исследование рецепции аристотелевской психологии в трудах крупнейшего философа классического ислама Ибн-Сины (Авиценны, 980–1037). Наделяя аристотелизм иммортологическим измерением, мусульманский философ трансформирует гилеморфизм в энтелехизм, обосновывает субстанциальность души, ее бестелесность и нетленность. В авиценновской реконструкции сочинения Аристотеля «О душе» преимущественное внимание уделяется развитию критики мнений о душе как гармонии или смеси, трактовке тезиса Стагирита о невеличинности ума в смысле утверждения об имматериальности души как следствии ее статуса в качестве субстрата интеллигибелий, а также переработке соответствующих положений касательно орудий разумной души.
|
Список литературы:
|
- Аристотель. Категории. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 51–90.
- Аристотель. Метафизика. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 63–368.
- Аристотель. О возникновении животных. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1940.
- Аристотель. О возникновении и уничтожении. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 3. М.: Мысль, 1981. С. 379–440.
- Аристотель. О душе. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 369–448.
- Аристотель. О сне и бодрствовании. Платоновские исследования. 2021. Вып. 14. № 1. С. 226–251.
- Аристотель. Физика. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 3. М.: Мысль, 1981. С. 59–262.
- Бахманйар. Ат-Тахсил. Средневековая арабо-мусульманская философия в переводах А.В. Сагадеева. Т. 2. М.: Изд. дом Марджани, 2010.
- Ефремова Н. В. Об авиценновской рецепции философской психологии Аристотеля: определение души. Ориенталистика. 2021. Т. 4. № 4. С. 967– 986.
- Ибн-Рушд. Большой комментарий к сочинению Аристотеля «О душе» (кн. III, коммент. 17–19). Ислам в современном мире. 2020. Т. 16. № 2. С. 221–240.
- Ибн-Сина (Авиценна). Психология. Исцеление: теология. В 2-х тт. М.: ИВРАН, 2022. Т. II. С. 7–184.
- Ибн-Сина. Книга знания. Ибн-Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980. С. 59–228.
- Ибн-Сина.Книга о душе. В: Ибн-Сина. Избранныефилософскиепроизведения. М.: Наука, 1980. С. 385–521.
- Ибн-Сина. Указания и наставления. В: Ибн-Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980. С. 229–382.
- Ибн-Сина. Указания и напоминания (раздел по метафизике). Часть четвертая. Ориенталистика. 2019. Т. 2. № 2. С. 337–374.
- Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. Мусульманская религиозная философия. Фальсафа. Казань: Изд-во Казанского университета, 2014.
- Ибрагим Т., Ефремова Н. В. О модернистской рецепции фальсафской теологии. Исламская мысль: традиция и современность. № 7 (2022). М.: Изд. Дом «Медина», 2023. С. 475–548.
- Платон. Федон. В: Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 7–80.
- Платон. Тимей. В: Платон. Собрание сочинений в четырёх томах. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 421–500.
- Averrois Cordubensis Commentarium Magnum in Aristotelis De Anima Libros. Cambridge, Massachussetts: The Medieval Academy of America, 1953 (in Latin).
- Shields Ch. Commentary. Aristotle. De Anima. Oxford: Clarendon Press, 2016, pp. 79–379.
- Gutas D. Avicenna and the Aristotelian Tradition. Leiden — Boston: Brill, 2014.
- Ibn-Rushd. Talkhis Kitab an-Nafs [Middle Commentary “On the Soul”] Cairo: al-Majlis al-a‘la li-th-thaqafa, 1994 (in Arabic).
- Ibn-Rushd. Talkhis Kitab an-Nafs [Middle Commentary “On the Soul”; in reality — Short Commentary]. Cairo: Maktabat an-Nahda al-misriyya, 1950, pp. 1–101. Cairo 1950, pp. 1–101 (in Arabic).
- Ibn-Sina. Al-Mubahathat [Discussions]. Qom: Bidar, 1413/1992. Qom, 1413/1992 (in Arabic).
- Ibn-Sina. At-Ta‘liqat [Glosses]. Qom: Marqaz-i Intisharat-i-Daftar-i Tabligat-i Islami.1421/2000. (in Arabic).
- Ibn-Sina. Ash-Shifa’: at-Tabi‘iyyat: 6) an-Nafs. [The Healing: Physics: 6) Psychology]. Cairo: al-Hay’a al-misriyya al-‘amma li-l-kitab, 1975 (in Arabic).
- Ibn-Sina. An-Nafs min Kitab ash-Shifa’ [(On the) Soul from the Book of Healing]. Qom: Marqaz-i-intisharat-i daftar-i tabligat-i islami, 1417/1996 (in Arabic).
- Ibn-Sina. [Risala ila al-Kiya] (Letter to al-Kiya). Al-Mubahathat [Discussions]. Qom: Bidar, 1413/1992, pp. 371–375 (in Arabic).
- Ibn-Sina. At-Ta‘liqat ‘ala hawashi Kitab an-Nafs li-Aristutalis [Marginal Glosses to the Aristotle's Book on Soul] ’Aristu ‘ind al-Arab [Aristotle among the Arabs]. El-Kuweit: Wiqalat al-matby‘at, 1978, pp. 75–116 (in Arabic).
- Ierodiakonou K. Perceptual Attention and Reflective Awareness in the Aristotelian Tradition. Aristotle’s On the Soul. A Critical Guide. Cambridge: Cambridge University Press, 2022, pp. 174–194.
- Philoponus: On Aristotle On the Soul 1.3–5. London, New York: Bloomsbury Academic Publishing, 2014.
- Polansky R. Aristotle’s De Anima. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.
- Ar-Razi Fahraddin. Al-Matalib al-‘aliya min al-‘ilm al-’ilahi [Higher Questions of Theology]. Beirut: Dar al-Kitab al-‘arabi, 1987 (in Arabic).
- Themistius. On Aristotle On the soul. London — New Delhi — New York — Sydney: Bloomsbury Academic Publishing, 2013.
- Thomas Aquinas. A Commentary on Aristotle’s De Anima. New Haven, London: Yale University Press, 1999.
- Wood R., Weisberg M. Interpreting Aristotle on mixture: problems about elemental composition from Philoponus to Cooper. Studies in History and Philosophy of Science. 2004. No 35, pp. 681–706.
- Young D. J. Soul as Structure: Plato and Aristotle on the Harmonia Theory. Dissertation. Cornell University. 2006. Электронный ресурс: URL: https://hdl.handle.net/1813/4043 (дата обращения: 10.09.2023).
|