Аннотация
|
Данная тема интересна с точки зрения изучения взаимодействия кочевого государства с оседло-земледельческой империей после продолжительных лет военного противостояния, посредством применения религиозных механизмов в отдельных регионах, которые в недавнем прошлом являлись предметом спора. В статье представлены этапы формирования и существования феномена паломнических миссий ойратскими кочевниками в Тибет и Кукунор, и его влияние на политико-экономическую сферу жизнедеятельности региона. Автором показан примерный состав участников и маршрут следования миссий. В статье показано, как виделся этот феномен джунгарам и цинским властям и из каких компонентов он состоял. Удовлетворение духовных потребностей паломнических групп, активная торговая деятельность и были неотъемлемыми спутниками джунгарских паломнических миссий манча в цинский Тибет и Кукунор, что также стимулировало цинские власти с энтузиазмом реагировать на эти мероприятия и развивать соответствующие институты у себя. Во время деятельности джунгарских паломнических миссий цинские власти стали обустраивать так называемые каруны на Кукуноре, являющиеся сетью небольших оседлых гарнизонов-пикетов, солдаты которых обязаны были осуществлять патрулирование районов вблизи прохождения паломнических миссий. Для сбора информации о связях джунгар с удаленными от Цин народами цинские власти стали активно развивать систему сбора данных о джунгарах как через участников паломничества, так и через отдаленный Ладакх. С окончательной победой над кочевым государством в середине XVIII в., империя Цин навсегда прервала практику такого рода межгосударственных контактов.
|
Список литературы:
|
- Бартольд В. В. Калмыки. В: Бартольд В. В. Сочинения. В 9 т. Т. 5. М.: Восточная литература, 1968. С. 538–540.
- Бородаев В. Б., Контев А. В. Формирование российской границы в Иртышско-Енисейском междуречье в 1620–1720 гг. Документальная монография. Барнаул: АлтГПУ, 2015.
- Ван Ли (王力). Фуэрцзя хэ люй-юй Туэрхутэ-мэнгу цзинь Цзан чаобай ходун каошу. 伏尔加河流域土尔扈特蒙古进藏朝拜活动考述 (Заметки о паломнической деятельности при вступлении в Тибет торгут-монголов [из] р. Волги). Сиюй яньцзю. 2009 № 2. С. 28–36 (на кит. яз.)
- Гунсе Чуньцзы (宫胁淳子, Мияваки Дзюнко). Цзуйхоу ды юму диго. 最后游 牧帝国 (Последняя кочевая империя). Хух-Хото: Нэймэнгу жэньмин чубаньшэ, 2005 (на кит. яз.).
- Да-ли-чжа-бу (达力扎布). Люэлунь шилюй-эрши шицзи мэнгу «цзиньцзан аоча». 略论 16–20 世纪蒙古“进藏熬茶” (О посещении Тибета и осуществлении мероприятий «манча» монголами в XVI–XX вв.). Циндай мэнгу ши луньгао. 清代蒙古史论稿. (Очерки по истории монголов при династии Цин). Пекин: Миньцзу чубаньшэ, 2015. С. 381–419 (на кит. яз.) [.
- Дробышев Ю. И. «Инцидент Туму» и его герои в свете представлений о сакральном характере верховной власти. Восток (Oriens). 2014. № 5. С. 5–24.
- Златкин И. Я. История Джунгарского ханства (1635–1758). 2-е изд. М.: Наука, 1983.
- Камалов А. К. Тюрки и иранцы в Танской империи. Алматы: Мир, 2017.
- Крадин Н. Н. Империя хунну. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2001.
- Кроль Ю. Л. Ханьская концепция «слабого руководства» варварами (цзи ми). Общество и государство в Китае. Материалы XVIII научной конференции. Ч. I. М.: Наука, 1987. С. 77–84.
- Кукеев Д. Г. Цинский регионализм на пограничье Центральной Азии во второй половине XVIII в.: влияние джунгарского наследия. Вестник СПбГУ. Востоковедение и африканистика. 2022. № 3. С. 541–557.
- Кун Линвэй (孔令伟). 1724–1768 няньцзянь Ладакэ, Сицзан юй Цинтин цзяньды Оу-Я цинбаован — и Циндай Чжунго дуй Мо-во-эр диго ды жэньши циюань вэй хэсинь. 1724–1768 年间拉达克、西藏与清廷间的欧亚情报网 — 以清代中国对莫卧儿帝国的认识起源为核心 (Евразийская сеть по сбору сведений в Ладакхе, Тибете и Цин за 1724–1768 гг.: особое внимание на генезисе понимания Китаем эпохи Цин империи Великих Моголов. 1724–1768) Цинши яньцзю. 2018. № 2. С. 27–48 (на кит. яз.).
- Кун Линвэй (孔令伟). Ладакэ юй Цинтин цинбао вэньшуды чуань-и гочэн. 拉达克与清廷情报文书的传译过程 (Процесс вторичного перевода материалов ладакской разведки при цинском дворе.). Чжунго цзансюэ. 2019. № 3. С. 114–124 (на кит. яз.).
- Кычанов Е. И. История приграничных с Китаем древних и средневековых государств (от гуннов до маньчжуров). 2-е изд., испр и доп. СПб: Петербургское лингвистическое общество, 2010.
- Ли Баовэнь (李保文). «Бодээргэ» каои. “伯德尔格”考释 (Исследование о «бедергэ». Сиюй яньцзю. 2009. № 3. С. 109–113 (на кит. яз.).
- Мартынов А. С. Статус Тибета в XVII–XVIII веках в традиционной китайской системе политических представлений. М.: Наука, 1978.
- Моисеев В. А. Джунгарское ханство и казахи (XVII–XVIII вв). Алма-Ата: Гылым, 1991.
- Норбо Ш. Зая-пандита (Материалы к биографии). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999..
- Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. М.: Наука, 1999.
- Потанин Г. Н. О караванной торговле с Джунгарской Бухарией в XVII столетии. Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Кн. II. М.: Университетская типография (Катков и Ко), 1868. С. 21–113..
- Раднабхадра. Лунный свет. История рабджам Зая-пандиты. Факсимиле рукописи. Пер. с ойратского Г. Н. Румянцева и А. Г. Сазыкина; транслит., предисл., примеч. и указ. А. Г. Сазыкина. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999.
- У-юнь-би-ли-гэ (乌云毕力格). Туэрхутэ хань юй Сицзан гуаньси (1643–1732) — и Цзюньцзичу маньвэнь луфу данцзицзай вэй чжунсин. 土尔扈特 汗廷与西藏关系(1643–1732) — 以军机处满文录副档记载为中心 (Отношения торгутского хана и Тибета — на основе маньчжуроязычных копий [луфу] архивных [материалов] Военного совета (Цзюньцзичу)). Сиюй яньцзю. 2015. № 1. С. 22–33 (на кит. яз.).
- Цин шилу Чжуньгаэр шиляо чжайбянь. 清实录“准噶尔”史料摘编 (Сборник документов о джунгарах из «Правдивых записок [династии] Цин»). Урумчи: Синьцзян жэньмин чубаньшэ, 1987 (на кит. яз.).
- Циндай Цзюньцзичу Маньвэнь Аочадан. 清代军机处满文熬茶档 (Маньчжурский архив цинского Военного совета (Цзюньцзичу) [в связи с мероприятиями] «манча»). В 2-х т. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2010 (на кит. яз.).
- Цыбиков Г. Д. Избранные труды. В 2 т. 2-е изд., перераб. Т. 1: Буддистпаломник у святынь Тибета. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991 [Tsybikov G. D. Selected works. In 2 vols. Second ed., revised. Vol. 1: Buddhist pilgrim at the shrines of Tibet. Novosibirsk: Nauka. Siberian branch, 1991 (in Russian)].
- Ча Цзя-и (察家艺). Мэнгу цзиньцзан аоча цянь-и. 蒙古进藏熬茶浅议 (Обзор мероприятий «манча» при посещении Тибета [совершенных] монголами). Сибэй шиди. 1988. № 1. C. 98–106 (на кит. яз.).
- Чжуньгаэр шилюэ. 准葛尔史略 (Очерки по истории джунгаров). Гуйлинь: гуанси шифань дасюэ чубаньшэ, 2007 (на кит. яз.).
- Kicengge. Shiba shiji Zhungaer shiliu da e-to-ke — yi yijian manwen zouche wei zhongxing (Sixteen Large Zungharian Otogs in the 18th century — in focus one Manchu document “Zou Zhe”). Man-meng dan’an yu mengu shi yanju (Manchu and Mongolian archives and the study of the history of the Mongols). Shanghai [w. p.], 2014, pp. 137–204 (in Chinese)].
- Bormanshinov A. Kalmyk Pilgrims to Tibet and Mongolia. Central Asiatic Journal. 1998. No. 1, pp. 1–23.
- Di Cosmo N. Qing Colonial Administration in Inner Asia. The International History Review. 1998. No. 2, pp. 287–309.
- Fairbank J. K. A Preliminary Framework. In: Fairbank J. K. The Chinese World Order: Traditional China’s Foreign Relations. Second ed. Harvard University Press, 1968, pp. 1–10.
- Kung Ling-Wei. The Transformation of the Qing’s Geopolitics: Power Transitions between Tibetan Buddhist Monasteries in Amdo, 1644–1795. Revue d’Etudes Tibétaines. 2018. No. 4, pp. 110–144.
- Miyawaki J. The Birth of the Oyirad Khanship. Central Asiatic Journal. 1997. No. 1, pp. 38–75.
- Oyunbilig Bo. The Hoshuud Polity in Khokhnuur. Inner Asia. 2002. No. 2, pp. 181–196.
- Perdue P. C. China Marches West: The Qing Conquest of Central Eurasia. Cambridge (Mass.) — London: Belknap press of Harvard univ. press, 2005.
- Perdue P. C. Tea, Cloth, and Religion: Manchu Sources on Trade Missions from Mongolia to Tibet. Late Imperial China. 2015. No. 2, pp. 1–22.
- Shim Hosung. The Zunghar Conquest of Central Tibet and Its Influence on Tibetan Military Institutions in the 18th Century. Revue d’Etudes Tibetaines. 2020. No. 53, pp. 56–113.
- Wang Xinyang. The Tibet-Dzungar Ideological Alliance’s Challenge to the Qing Empire and the Adaptation of Qing Ideology in the mid-18th Century. MA thesis. Uppsala: Uppsala University, 2021.
|