Статьи

Роль паломнических миссий в джунгаро-цинских отношениях в Тибете и Кукуноре

english version

DOI https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-2-208-224
Авторы
Аффилиация: Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова
Журнал
Раздел ИСТОРИЯ ВОСТОКА. Всеобщая история
Страницы 208 - 224
Аннотация

Данная тема интересна с точки зрения изучения взаимодействия кочевого государства с оседло-земледельческой империей после продолжительных лет военного противостояния, посредством применения религиозных механизмов в отдельных регионах, которые в недавнем прошлом являлись предметом спора. В статье представлены этапы формирования и существования феномена паломнических миссий ойратскими кочевниками в Тибет и Кукунор, и его влияние на политико-экономическую сферу жизнедеятельности региона. Автором показан примерный состав участников и маршрут следования миссий. В статье показано, как виделся этот феномен джунгарам и цинским властям и из каких компонентов он состоял. Удовлетворение духовных потребностей паломнических групп, активная торговая деятельность и были неотъемлемыми спутниками джунгарских паломнических миссий манча в цинский Тибет и Кукунор, что также стимулировало цинские власти с энтузиазмом реагировать на эти мероприятия и развивать соответствующие институты у себя. Во время деятельности джунгарских паломнических миссий цинские власти стали обустраивать так называемые каруны на Кукуноре, являющиеся сетью небольших оседлых гарнизонов-пикетов, солдаты которых обязаны были осуществлять патрулирование районов вблизи прохождения паломнических миссий. Для сбора информации о связях джунгар с удаленными от Цин народами цинские власти стали активно развивать систему сбора данных о джунгарах как через участников паломничества, так и через отдаленный Ладакх. С окончательной победой над кочевым государством в середине XVIII в., империя Цин навсегда прервала практику такого рода межгосударственных контактов. 

Ключевые слова:
Скачать PDF Скачать JATS
Список литературы:
  1. Бартольд В. В. Калмыки. В: Бартольд В. В. Сочинения. В 9 т. Т. 5. М.: Восточная литература, 1968. С. 538–540.
  2. Бородаев В. Б., Контев А. В. Формирование российской границы в Иртышско-Енисейском междуречье в 1620–1720 гг. Документальная монография. Барнаул: АлтГПУ, 2015.
  3. Ван Ли (王力). Фуэрцзя хэ люй-юй Туэрхутэ-мэнгу цзинь Цзан чаобай ходун каошу. 伏尔加河流域土尔扈特蒙古进藏朝拜活动考述 (Заметки о паломнической деятельности при вступлении в Тибет торгут-монголов [из] р. Волги). Сиюй яньцзю. 2009 № 2. С. 28–36 (на кит. яз.)
  4. Гунсе Чуньцзы (宫胁淳子, Мияваки Дзюнко). Цзуйхоу ды юму диго. 最后游 牧帝国 (Последняя кочевая империя). Хух-Хото: Нэймэнгу жэньмин чубаньшэ, 2005 (на кит. яз.).
  5. Да-ли-чжа-бу (达力扎布). Люэлунь шилюй-эрши шицзи мэнгу «цзиньцзан аоча». 略论 16–20 世纪蒙古“进藏熬茶” (О посещении Тибета и осуществлении мероприятий «манча» монголами в XVI–XX вв.). Циндай мэнгу ши луньгао. 清代蒙古史论稿. (Очерки по истории монголов при династии Цин). Пекин: Миньцзу чубаньшэ, 2015. С. 381–419 (на кит. яз.) [.
  6. Дробышев Ю. И. «Инцидент Туму» и его герои в свете представлений о сакральном характере верховной власти. Восток (Oriens). 2014. № 5. С. 5–24.
  7. Златкин И. Я. История Джунгарского ханства (1635–1758). 2-е изд. М.: Наука, 1983.
  8. Камалов А. К. Тюрки и иранцы в Танской империи. Алматы: Мир, 2017.
  9. Крадин Н. Н. Империя хунну. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2001.
  10. Кроль Ю. Л. Ханьская концепция «слабого руководства» варварами (цзи ми). Общество и государство в Китае. Материалы XVIII научной конференции. Ч. I. М.: Наука, 1987. С. 77–84.
  11. Кукеев Д. Г. Цинский регионализм на пограничье Центральной Азии во второй половине XVIII в.: влияние джунгарского наследия. Вестник СПбГУ. Востоковедение и африканистика. 2022. № 3. С. 541–557.
  12. Кун Линвэй (孔令伟). 1724–1768 няньцзянь Ладакэ, Сицзан юй Цинтин цзяньды Оу-Я цинбаован — и Циндай Чжунго дуй Мо-во-эр диго ды жэньши циюань вэй хэсинь. 1724–1768 年间拉达克、西藏与清廷间的欧亚情报网 — 以清代中国对莫卧儿帝国的认识起源为核心 (Евразийская сеть по сбору сведений в Ладакхе, Тибете и Цин за 1724–1768 гг.: особое внимание на генезисе понимания Китаем эпохи Цин империи Великих Моголов. 1724–1768) Цинши яньцзю. 2018. № 2. С. 27–48 (на кит. яз.).
  13. Кун Линвэй (孔令伟). Ладакэ юй Цинтин цинбао вэньшуды чуань-и гочэн. 拉达克与清廷情报文书的传译过程 (Процесс вторичного перевода материалов ладакской разведки при цинском дворе.). Чжунго цзансюэ. 2019. № 3. С. 114–124 (на кит. яз.).
  14. Кычанов Е. И. История приграничных с Китаем древних и средневековых государств (от гуннов до маньчжуров). 2-е изд., испр и доп. СПб: Петербургское лингвистическое общество, 2010.
  15. Ли Баовэнь (李保文). «Бодээргэ» каои. “伯德尔格”考释 (Исследование о «бедергэ». Сиюй яньцзю. 2009. № 3. С. 109–113 (на кит. яз.).
  16. Мартынов А. С. Статус Тибета в XVII–XVIII веках в традиционной китайской системе политических представлений. М.: Наука, 1978.
  17. Моисеев В. А. Джунгарское ханство и казахи (XVII–XVIII вв). Алма-Ата: Гылым, 1991.
  18. Норбо Ш. Зая-пандита (Материалы к биографии). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999..
  19. Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. М.: Наука, 1999.
  20. Потанин Г. Н. О караванной торговле с Джунгарской Бухарией в XVII столетии. Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Кн. II. М.: Университетская типография (Катков и Ко), 1868. С. 21–113..
  21. Раднабхадра. Лунный свет. История рабджам Зая-пандиты. Факсимиле рукописи. Пер. с ойратского Г. Н. Румянцева и А. Г. Сазыкина; транслит., предисл., примеч. и указ. А. Г. Сазыкина. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999.
  22. У-юнь-би-ли-гэ (乌云毕力格). Туэрхутэ хань юй Сицзан гуаньси (1643–1732) — и Цзюньцзичу маньвэнь луфу данцзицзай вэй чжунсин. 土尔扈特 汗廷与西藏关系(1643–1732) — 以军机处满文录副档记载为中心 (Отношения торгутского хана и Тибета — на основе маньчжуроязычных копий [луфу] архивных [материалов] Военного совета (Цзюньцзичу)). Сиюй яньцзю. 2015. № 1. С. 22–33 (на кит. яз.).
  23. Цин шилу Чжуньгаэр шиляо чжайбянь. 清实录“准噶尔”史料摘编 (Сборник документов о джунгарах из «Правдивых записок [династии] Цин»). Урумчи: Синьцзян жэньмин чубаньшэ, 1987 (на кит. яз.).
  24. Циндай Цзюньцзичу Маньвэнь Аочадан. 清代军机处满文熬茶档 (Маньчжурский архив цинского Военного совета (Цзюньцзичу) [в связи с мероприятиями] «манча»). В 2-х т. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2010 (на кит. яз.).
  25. Цыбиков Г. Д. Избранные труды. В 2 т. 2-е изд., перераб. Т. 1: Буддистпаломник у святынь Тибета. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991 [Tsybikov G. D. Selected works. In 2 vols. Second ed., revised. Vol. 1: Buddhist pilgrim at the shrines of Tibet. Novosibirsk: Nauka. Siberian branch, 1991 (in Russian)].
  26. Ча Цзя-и (察家艺). Мэнгу цзиньцзан аоча цянь-и. 蒙古进藏熬茶浅议 (Обзор мероприятий «манча» при посещении Тибета [совершенных] монголами). Сибэй шиди. 1988. № 1. C. 98–106 (на кит. яз.).
  27. Чжуньгаэр шилюэ. 准葛尔史略 (Очерки по истории джунгаров). Гуйлинь: гуанси шифань дасюэ чубаньшэ, 2007 (на кит. яз.).
  28. Kicengge. Shiba shiji Zhungaer shiliu da e-to-ke — yi yijian manwen zouche wei zhongxing (Sixteen Large Zungharian Otogs in the 18th century — in focus one Manchu document “Zou Zhe”). Man-meng dan’an yu mengu shi yanju (Manchu and Mongolian archives and the study of the history of the Mongols). Shanghai [w. p.], 2014, pp. 137–204 (in Chinese)].
  29. Bormanshinov A. Kalmyk Pilgrims to Tibet and Mongolia. Central Asiatic Journal. 1998. No. 1, pp. 1–23.
  30. Di Cosmo N. Qing Colonial Administration in Inner Asia. The International History Review. 1998. No. 2, pp. 287–309.
  31. Fairbank J. K. A Preliminary Framework. In: Fairbank J. K. The Chinese World Order: Traditional China’s Foreign Relations. Second ed. Harvard University Press, 1968, pp. 1–10.
  32. Kung Ling-Wei. The Transformation of the Qing’s Geopolitics: Power Transitions between Tibetan Buddhist Monasteries in Amdo, 1644–1795. Revue d’Etudes Tibétaines. 2018. No. 4, pp. 110–144.
  33. Miyawaki J. The Birth of the Oyirad Khanship. Central Asiatic Journal. 1997. No. 1, pp. 38–75.
  34. Oyunbilig Bo. The Hoshuud Polity in Khokhnuur. Inner Asia. 2002. No. 2, pp. 181–196.
  35. Perdue P. C. China Marches West: The Qing Conquest of Central Eurasia. Cambridge (Mass.) — London: Belknap press of Harvard univ. press, 2005.
  36. Perdue P. C. Tea, Cloth, and Religion: Manchu Sources on Trade Missions from Mongolia to Tibet. Late Imperial China. 2015. No. 2, pp. 1–22.
  37. Shim Hosung. The Zunghar Conquest of Central Tibet and Its Influence on Tibetan Military Institutions in the 18th Century. Revue d’Etudes Tibetaines. 2020. No. 53, pp. 56–113.
  38. Wang Xinyang. The Tibet-Dzungar Ideological Alliance’s Challenge to the Qing Empire and the Adaptation of Qing Ideology in the mid-18th Century. MA thesis. Uppsala: Uppsala University, 2021.
Благодарности: Данная статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (№ 075-03-2022-119/1 «Буддизм и глобальные вызовы современного мира»).
Для цитирования: Кукеев Д.Г. Роль паломнических миссий в джунгаро-цинских отношениях в Тибете и Кукуноре. Ориенталистика. 2023; т. 6, 2: 208-224